Карандаш

  • Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть

    В последнее время появилось много желающих получить подобную консультацию. Сегодня свои работы прислала художница самоучка Наталья Веснина из Новосибирска.

    Немного об авторе

    Первый раз взяла кисть в руки в январе 2020 года. Всегда нравилось творчество художников, посещала выставки, приобретала картины в домашнюю коллекцию. Когда вышла на пенсию возникло огромное желание научиться писать картины. Начала копировать картины и писать с фотографий.
    Хочу писать в собственном стиле, который пока не нашла. Чтобы мои картины радовали окружающих, оставить память о себе друзьям и родственникам. Если удастся продавать работы - это тоже будет просто отлично. Мне нравится процесс, это ни с чем не сравнить. Я становлюсь немного счастливее.
    Помимо рисования люблю путешествовать и гулять со своей собакой - лабрадором, развожу цветы.
    Я самоучка, несколько месяцев посещала уроки у художника. Копировала картины, смотрела мастер-классы в интернете. Наиболее эффективно - занятия у художника.
    Люблю работать акрилом, маслом, пастелью.
    Вдохновляюсь природой и картинами мастеров: Левитаном, Мане, Куинджи…
     

    Теперь давайте перейдём к разбору.

    Фортуна

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Хорошая, приятная работа, с удачной композицией. Но вижу проблемы с анатомией лошади и путаницу в принципах световоздушной перспективы. Давайте рассмотрим немного подробнее эти вопросы.

    Большинство начинающих художников просто срисовывают картинку, основываясь на контурах. Это плохой и весьма опасный путь, потому что переучиться рисовать правильно значительно сложнее, чем сразу научиться.

    Если вы просто срисовываете, то что видите, не пытаясь анализировать и понимать формы и законы световоздушной перспективы, тогда вы не сможете хорошо рисовать в реализме. Могут быть удачные попадания, но это будет скорее везение.

    Когда вы смотрите на объект, который предстоит рисовать, обратите внимание на крупные формы, из которых он состоит. Что они вам напоминают: круг, квадрат или цилиндр?

    Составьте из простых предметов рисуемый объект, а далее добавляйте детали от крупных переходя к более мелким. Именно для этого в художественных школах учат рисовать простые геометрические предметы и изучают различные варианты освещения на их примере.

    Представьте, что голова лошади — это форма типа этой.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Получилась некая коробка с различными гранями, которые преломляясь получают разную освещённость. Эта разница в освещённости и создаёт иллюзию объёма.

    Далее понимая, что морда лошади всё-таки не имеет жёстких граней, мы начинаем скруглять нашу коробку и добавлять детали. Таким образом мы простраиваем объём, этот рисунок нам сильно поможет в живописи.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     
    Запомните, чем лучше вы умеете рисовать, тем сильнее ваша живопись.
    Это частая ошибка новичков учиться работать красками и мало уделять внимания рисунку.

    Обратите внимание, что на работе Натальи сильно тёмный контур лошади, а в центре форма прописана неуверенно и менее насыщено.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Хотя именно линия глаза, ноздри и правого уха находятся для нас ближе и должна быть более чёткой и насыщенной.

    Понимая это, я сделал эту линию более контрастной и чёткой, а дальний план (дальнее ухо, глаз, морда) смягчил, вот что вышло.

     
    Гипертрофированный пример
     
    Гипертрофированный пример

    Лабрадор Нора

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Проблемки на этой работе очень сильно бросаются в глаза, но есть и хорошие моменты. Мне нравится, что мордаха прописана более чётко и контрастно относительно тела и передних лап, это сразу добавляет работе пространства и воздуха. А вот задние лапы и хвост неоправданно чёткие, хотя находятся от нас дальше всего, и их следовало бы смягчить и размыть, примерно так.

    Далее чётко видим, что глаза у питомца съехали в сторону, для этого проведём центральную ось и сравним расстояния до края глаз. Даже при условии, что мы видим голову собаки немного сбоку и появляется перспектива, разница в расстояниях от оси слишком большая, чтобы быть правдой.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Я сделал довольно грубо, просто передвинул правый глаз немного правее, на то место где он должен быть, вот что получилось.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Ноябрь

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Интересная работа, очень приятный расслабляющий колорит, но также есть нюансы, которые следует учитывать.

    Скажу прямо, если бы автор писала этот пейзаж с натуры, то таких промахов не было бы. Это чисто проблема рисования с фотографии и отсутствия практики работы на пленэре.

    Обычно вода выглядит темнее чем небо, потому как она плотнее, и сама имеет некоторый цвет. Поэтому отражение неба в воде тоже будет темнее чем само небо. Этот эффект виден даже на фото, вот пример.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Давайте переведём пейзаж Натальи в чёрно-белый формат и убедимся, что небо в её случае даже немного темнее, чем отражение в реке.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Конкретно в этой работе я бы сделал небо светлее, а не воду темнее. Тогда небо стало бы более ярким и сияющим, сейчас оно тяжеловато. И дальний план можно было написать ещё чуть-чуть мягче. Например так.

    Далее видим, что большинство тёмных моментов написано практически одной краской, хотя должна быть градация по тону в зависимости от расстояния, дальше светлее, ближе темнее.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Спокойствие

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Если не придираться к мелочам, то очень достойная работа с интересной композицией. Давайте считать её работай под влиянием авангардизма.

    Летний день

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Работа выглядит как хороший, рабочий этюд. Но снова смущают тональные отношения, в которых надо разбираться.

    Небо выглядит темнее чем вода. Для примера я привожу ещё одну фотографию. В ней тон воды и неба не сильно различимы глазом, но вода темнее. Я закрасил два цветовых пятна в этой фотографии, взяв самый светлый оттенок из воды и поместил его на небо. И наоборот, взял самый тёмный оттенок на небе и поместил его на воду.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Очевидно, что разница есть.

    Далее переводим пейзаж Натальи в ч/б и видим много попаданий одного и того же тёмного тона в тенях по всей работе на разных планах.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Если исправить этот момент в работе сразу появится пространство, и она станет выглядеть интересней.

    Жарки — сибирские розы сурового края

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Красивая работа, удачная композиция, но проблемы те же что и в прошлой работе. Плюс бутоны роз выглядят весьма плоско и декоративно. В этой картине видна интересная манера работы с цветом и краской в целом. Если её не оценивать с точки зрения реализма, а признать её декоративной, то работа хорошая.

    Натюрморт с пионами

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Для определённого уровня работа хорошая, но на мой взгляд упрощена. Если это стилизация, то вопросов нет. Если её немного доработать, то вполне легко подтянуть реалистичность.

    Для этого мы сделаем более раскрытый эллипс (дно кувшина). И добавим объём бутонам.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Сложность написания подобных цветов состоит в том, что в них много лепестков и мы можем легко потерять цельность. Поэтому представим каждый бутон пиона в виде шара у которого есть светлая точка и тень. Далее пишем цветок, держа в голове понимание, что он имеет форму шара и относительно этого подбираем оттенки.

    Для начала конечно было бы хорошо написать красками белый гипсовый шар и разобраться как на нём распределяется свет.

    Птичий двор

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Эту работу вижу менее удачной чем остальные по ряду причин.

    Композиция

    Насыщенная жизнью и цветом нижняя часть картины сильно прижата к низу холста.

    Анатомия птиц

    Нарушены пропорции и строение у птичек. Зелёное существо слева я вообще долго не мог определить к какому виду птиц отнести, но позже признал в нём разбитый кувшин. Хотя сомнения остались.

    Тон

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Тонально очень много одинаковых попаданий, отчего работа выглядит скучной и декоративной, несмотря на интересный сюжет.

    Спасибо Наталье Весниной за предоставленные работы и возможность их разобрать. Было интересно, пришлось самому хорошенько поковыряться в деталях. Так что этот разбор окажется полезен многим.

    Дам несколько рекомендаций автору работ:

    • Несмотря на частые ошибки в тональных отношениях у вас довольно точный глаз, поэтому разобравшись в вопросе световоздушной перспективы проблема легко исчезнет.
    • Анатомия, построение, рисунок — это то что нужно каждому художнику, осваивайте небольшими порциями данные знания, практикуйтесь и ваша живопись станет гораздо увереннее.

    На этом всё, если дочитали этот пост до конца, то вы просто супермен, я вами горжусь, всем добра!

    Подробнее
  • Как научиться рисовать простым карандашом

    Все в школе учились рисовать и далеко не все научились. Но это не значит, что талантливых людей мало. Все дело в том, что школьная методика обучения далека от той, что практикуют в специализированных художественных школах. Не нужно быть гением, чтобы научиться рисовать карандашом, достаточно лишь заручиться необходимыми знаниями, отточить простые техники, уделять занятиям хотя бы 20 минут в день и получать удовольствие от процесса!

    Что подготовить для рисования?

    Если рисовать плохими инструментами и использовать карандаш низкого качества, то результат от работы будет вызывать скорее слезы, чем восхищение. Ведь карандаш неправильного уровня жесткости или излишне тонкая бумага могут навсегда отбить всякое желание творить. Если ты только пробуешь заниматься графикой, необязательно покупать все самое дорогое, достаточно остановить свой выбор на товарах средней ценовой категории.

    • Карандаш графитовый. Минимальный набор — 3 карандаша разной жесткости: H (жесткий), HB (средней жесткости), 2B (мягкий).
    • Канцелярский нож или точилка. Нож позволяет добиться максимальной длины и остроты грифеля, точилку проще использовать. Выбирай одно из двух.

    канцелярский нож

    • Ластик. Значение ластика огромное. Лучше если их будет два: простой жесткий двусторонний (одна сторона мягкая, другая более твердая) и кляча (пластичный ластик). Обычным ластиком можно стирать толстые линии, а вот клячей намного легче убирать мелкие детали. Не покупай цветные, ароматизированные и декорированные резинки!

    ластик

    • Бумага. Не используй стандартную бумагу для принтеров, так как она слишком тонкая. Работай на ватмане. Оптимальный формат: А4. Если начинать рисовать на бумаге размером А5, то в дальнейшем будут трудности с масштабированием.

    рисование карандашом

    Как правильно держать карандаш?

    Традиционный способ — для плавного нанесения, так и для мелких штрихов.

    Возьми карандаш, отступив на 1-1/2 дюйма от его кончика. Держи так же как ручку, когда пишешь. Расслабь руку, позволь карандашу скользить по бумаге.

    Рука над карандашом — для плотного нанесения цвета.

    Направляй карандаш указательным пальцем, расположив его вдоль карандаша. Достаточно сильно нажимай на бумагу.

    Рука под карандашом — для создания легких линий

    Когда ты поддерживаешь карандаш рукой, ты контролируешь силу нажатия с помощью большого и указательного пальцев. При этом вся рука должна двигаться, а не только пальцы и запястье.

    рисование карандашом

    9 основных законов рисования

    Тебе может показаться, что это всего лишь скучная и бестолковая теория, но без нее ты не сможешь создавать реалистичные эскизы. Зубрить все не надо, можешь выдохнуть! Но ознакомься с правилами перед тем, как приступишь к своим первым рисункам. Это основа для создания трехмерных изображений. Они неизменны и применяются всегда. С каждым уроком ты все лучше будешь понимать каждый закон, и применять его на практике.

    рисование карандашом

    Закон перспективы: объекты, расположенные близко к нам визуально больше, а те, что дальше от нас — меньше.

    Закон расположения: объекты, расположенные на листе ниже, кажутся ближе.

    Закон размера: чем объект больше, тем он ближе к нам на рисунке.

    Закон перекрытия: объект, который находится впереди другого, будет визуально ближе.

    Закон полутени: для создания объема часть объекта, которая находится дальше от источника света, должна быть темнее.

    Закон тени: чтобы создать трехмерное изображение, не забывай изображаться отбрасывающую тень от объекта.

    Закон контуров: тщательно прорисовывай границы округлых предметов, чтобы придать им глубину.

    Закон горизонта: обозначай горизонт, чтобы создать на бумаге иллюзию того, что объекты находятся на различном расстоянии.

    Закон плотности: прорисовывай дальние объекты менее детально и делай их более светлыми.

    Создавай форму с учетом насыщенности цвета

    С помощью различного диапазона насыщенности цвета на предмете ты можешь создать иллюзию формы и глубины. Если ты научишься правильно подбирать насыщенность, то сможешь без проблем передавать объем и фактуру как карандашом, так и красками.

    рисование карандашом

    Чтобы правильно передавать насыщенность цвета, сначала нарисуй базовые геометрические фигуры, затем начинай их затенять, создавай плавный переход от темного к светлому. Представь, что свет находится перед объектами. По мере отдаления от источника света цвет становится насыщеннее и темнее. Добавляй различные значения насыщенности, пока не придашь фигурам форму.

    Еще одно полезное упражнение, чтобы научиться подбирать правильную насыщенность — это растяжка от светлого к темному (от белого оттенка к максимально черному).

    Разминка перед рисованием

    • На чистом листе бумаги поэкспериментируй с каракулями и линиями, меняй силу нажима и пробуй по-разному держать карандаш.
    • Экспериментируй с линиями. Познакомься с типами линий и видами штрихов. Используй как острый, так и притупленный конец карандаша.

    рисование карандашом

    Рисование = копирование

    Чтобы обучиться трехмерному рисунку, необходимо уметь хорошо срисовывать. Какого бы человека ты ни придумал(а) в своей голове, если ты не можешь скопировать любого героя из книги, то и со своего воображения ты не сможешь перенести объект на бумагу. Поэтому первые 200 часов копируй чужие рисунки. Потом следующие 500 часов рисуй с натуры. А уже следующий шаг — фантазии, выставки и авации публики! Главное в этом деле — упорство.

    Как научиться копировать?

    Если вначале трудно копировать, используя лишь глаза, воспользуйся тремя способами:

    • Световой короб (лайтбокс). Специальный стол излучает изнутри свет, который просвечивает линии через бумагу и позволяет перенести рисунок. Можно сделать лайтбокс самостоятельно. Поставь лампу под стеклянный стол или прикрепи скотчем эскиз на окно и используй дневной свет.
    • Копировальная бумага. Помести копирку графитовой стороной на бумагу, скрепи их вместе, затем помести сверху картинку и легко обведи все линии.
    • Метод сетки. Он помогает разбить предмет на более мелкие детали. Сначала сделай копию эскиза и расчерти на нем сетку из квадратов размером 2,5х2,5 см. Затем нарисуй такую же сетку на чистом листе бумаги, куда будешь переносить свой рисунок. Используй светлый карандаш, чтобы потом линии можно было легко стереть. После создания сетки, просто рисуй то, что видишь в каждом квадрате. Переходи от одного квадрата к другому, пока не перенесешь весь эскиз.

    рисование карандашом

    Коротко о главном:

    • Первые 50 часов учись копировать простые рисунки карандашом.
    • Составляй план рисования на каждую неделю. От простых заданий к более сложным.
    • Старайся рисовать каждый день или через день. Практикуйся регулярно!
    • Сохраняй оптимизм! Работой с карандашом и бумагой с удовольствием!
    • Добавляй свои собственные идеи и новые детали к рисункам, чтобы постепенно вырабатывать свой стиль.

    рисование карандашом

    Подробнее
  • Виды штриховки карандашом на примере пейзажа

    Конечно, карандашный рисунок можно покрывать тоном не только при помощи классической штриховки. Существуют совершенно разные способы передавать светотень, накладывать тон и создавать объем простым карандашом. В этой статье покажу вам различные варианты штриха, то есть, как еще можно работать карандашом. Описанные ниже способы чаще всего применяются в скетчах, в зарисовках с натуры, в этюдах. Однако, я сделала для примера вполне самостоятельную, завершенную работу. И в самом начале я даже и не знала, что может получиться. А получился вот такой симпатичный деревенский домик.

    И самое главное, несмотря на то, что в этой работе намешаны разные приемы, она смотрится вполне целостно и однородно.

     

    Штрихи забором и для забора


    Длинные прямые штрихи ложатся один рядом с другим. У меня на картинке вертикальное направление, но направление может быть совершенно любым, главное по направлению того предмета, который покрываем тоном. Уплотняем штрихами в том же направлении.

    Я делаю рисунок по мотивам вот такой фото, сделанной мною на досуге.

    Прекрасно подойдет такой вариант штриховки для забора. Он отлично подчеркнет направлению досок, а сами штришки передадут фактуру волокон древесины.

    Да и сам фасад дома возможно сделать таким же образом, только направление уже не вертикальное я выбираю, а горизонтальное – так же по направлению досок.

    Сливающиеся в однородную массу штрихи – метод тушевки

    В этот раз я держу карандаш плашмя и просто им затушевываю поверхность таким образом, чтобы получался однородный тон без различимых штрихов.

    Уплотнять можно тушуя в другом направлении.

    Также основное, базовое, направление карандаша я предлагаю выбирать в соответствии с направлением поверхности.
    На домике я таким образом сделала крышу, покрытую рубероидом.

    Обратите внимание, на фото солнце уже садится и находится за домом. Из-за этого трубы и конек сильно засвечены, не имеют четких контуров, расплываются в лучах солнца. Такой способ наложения тона прекрасно справился с задачей это передать.

     

    Перекрестная хаотичная штриховка

    Люблю этот способ применять в быстрых зарисовках деревьев, хотя на практике он совсем небыстрый, но интересный.

    Я как бы создаю тон из маленьких кусочков, созданных перекрестным штрихованием под практически прямым углом. Эти кусочки хаотичны сами по себе, но сливаются в общей вибрирующей массе. Уплотняю и обобщаю тон наложением поверх таких же штрихов.

    В своем рисунке я таким образом от штриховала массу деревьев. Получилось довольно грубо, но живописно и выразительно. Ластиком я добавила просветов в листве.

    Обычный перекрестный штрих


    Да, это классика, куда от нее деться. В моей разнообразной на способы нанесения работе она тоже не будет лишней и прекрасно подойдет для заднего плана для создания единой темной однородной массы деревьев и кустарников сзади, причем сольет ее с забором, который на заднем плане формой и фактурой выделять не стоит.

     

    Крупная штриховка зигзагом

    Как бы кто не утверждал, что зигзагом штриховать - дурной тон, я не согласна! Можно! Вот такой хаос получается:

    Уплотняю наложением повторных зигзагов.

    Не очень красиво выглядит, не правда ли?
    А я возьму и сделаю зигзагами траву на переднем плане перед домом. И...вроде бы ничего вопиющего я не вижу в таком способе.

    Мелкая штриховка зигзагом


    То же самое, что и предыдущий вариант, только мельче. Из-за того, что она мелкая, то смотрится более однородно.
    Опять трава у дома, только более дальний план. На переднем плане трава не кошена, там можно и загрубить, а начиная от калитки травка покошена и более аккуратно смотрится и бархатисто.

    Вот так симпатично получилось.

    Гибрид зигзага и хаотичной перекрестной штриховки

    Вот так он выглядит.

    Вообще хаос, но управляемый.

    И его я направлю на создание деревьев за домом.

    Таким образом я и листву у березы делаю,

    Трава на переднем плане и гуашь н2
    Да, это просто трава, травинки, которые ложатся поверх зигзагов.

    Отличный способ сделать траву конкретной и почти натуральной на переднем плане.
    Но для большей выразительности я добавила еще и белых цветочков кисточкой и белой гуашью – ластик с такой задачей справиться не может.

    Итак, чтобы покрыть рисунок тоном, не обязательно придерживаться классики, можно действовать как угодно, передавать характер предмета самыми разными способами - от пятен до хаотичного чиркания по листу. Это увлекательно и интересно! И тренирует творческие способности и навыки рисования.

    Люблю старые деревенские домики с резными наличниками и ажурными карнизами. Они такие теплые, добрые, родные. Люди торопятся отправить их в прошлое, уступив место современным бездушным коттеджам. Как-то печально, но неизбежно. Ну...вот этому повезло – он теперь будет жить немного дольше, я его нарисовала.

    Подробнее
  • 5 правил, чтобы улучшить свой рисунок

    Любое знание, чтобы стать доступным для понимания, систематизируется, то есть преобразуется в какую-то систему, структуру, по которой мы это знание уже изучаем. Все равно что рецепт в кулинарии.
    И в рисунке тоже есть свой рецепт, точнее набор задач. Если Вы научитесь их решать, Вы сможете себя смело назвать образованным человеком в области рисунка! Тут дело даже не в том, на сколько Вы хорошо будете рисовать, а дело в понимании задач и старание их выполнить в своем рисунке.
    Этих задач не много, на самом деле. И Вы, скорее всего, все их знаете. Просто люди часто без практики и без напоминания об основах основ, так сказать, и портят свой рисунок ложными целями и пытаются решить что-то другое. Например, пытаются сделать идеальный штрих, а основа для него кривая, потому что не построенная; или пытаются сделать рисунок супер-реалистичным, а о композиции не думают. Поэтому эта статья, надеюсь, станет для Вас своеобразным рецептом, как выполнить грамотный рисунок и избежать серьезных ошибок.

    Что же нужно знать в рисунке

    А это пять задач:
    1. Композиция
    2. Построение пропорций и перспективы
    3. Передача светотени
    4. Передача плановости
    5. Техника исполнения

    Первая задача – композиция

    Одна из самых непонятных вещей в рисунке. Дело в том, что композиция может быть совершенно любой, очень странной, нелогичной, непонятной, запутанной, и в тоже время интересной, выразительной…гениальной, если хотите! И нету каких-то определенных правил, по которым можно было бы научиться красиво, грамотно компоновать предметы в листе. Тут все зависит чувства гармонии, внутреннего баланса, вкуса, идеи, которую хочет выразить автор. Но в рамках школы, конечно же, есть определенные принципы, по которым нужно компоновать предметы в листе, придерживаясь которых Вы сможете избежать серьезных ошибок. Это очень обширная тема, достойная отдельной статьи, поэтому приведу Вам лишь несколько примеров.
    Самое основное, это, конечно, нужно располагать предметы в листе таким образом, чтобы вокруг них было достаточно свободного места, чтобы они были не впритык к краям листа, но этого места должно быть и не слишком много, чтобы на листе не было пусто.

     

    Нормальная компановка в листе

    Слишком мало места вокруг персонажа

     

    Слишком пусто на листе

    Также классическая композиция предполагает, что если мы рисуем кого-то живого, то со стороны, куда повернута голова, оставляется чуть больше места, чем у его затылка.

    Портрет ребенка

    Со стороны, куда повернута голова, чуть больше места

    Также чуть больше места оставляется со стороны света, или со стороны, куда направлено движение.
    Есть композиции динамичные ( когда предметы расположены в каком-то ритме, или по диагонали).
    Очень наглядный и известный пример картина «Боярыня Морозова» Сурикова.

    «Боярыня Морозова»

    Движение саней подчеркивает диагональная композиция.
    Есть статичные композиции, когда предметы расположены в ряд без какой-то очередности и последовательности.
    Вот для сравнения картина Кустодиева, тоже сани, движущиеся, но такой динамики, как на предыдущей не ощущается, потому что все расположено горизонтально, без особой какой-то последовательности.

    Кустодиев

    Есть также центрические композиции (или точечные), когда в композиции явно выделен центр, все остальное расположено вокруг и имеет второстепенное значение, подчинено этому центру.

    Сикстинская Мадонна

    И таких определений очень много. И разбираться в них стоит для того, чтобы избегать хаоса в своей работе, какой-то неразберихи, чтобы все было гармонично, сбалансировано и с чувством вкуса.

    Вторая задача – построение пропорций

    Это те самые манипуляции с карандашом, когда художник на вытянутой руке и с прищуренным глазом смотрит отношение одной величины предмета к другой, от большего к меньшему, сравнивает пропорции отдельных частей изображаемого предмета и переносит свои наблюдения на лист. Для многих людей, которые рисуют для себя, не в рамках какой-то школы, построение кажется каким-то непонятным, сложным и мало результативным процессом.
    Но без построения пропорций Вы не сможете изображать предметы таковыми, какие они есть в натуре. Однако, если Вы уловите суть этого процесса, будете часто практиковаться, то со временем будете получать удовольствие, простраивая предметы. Это как с математическими задачами – поймете, как решать, и аналогичные будете щелкать как орешки. Эта часть рисунка заставляет Вас сосредотачиваться, концентрировать свое внимание, поэтому положительно влияет на работу головного мозга, построение Вас развивает! Ну и, конечно же, развивает глазомер. А для художника это, наверно, один из главных навыков.
    Отдельная тема – построение перспективы. Она создает иллюзию пространства, помогает переносить искажение пропорций предметов в зависимости от угла зрения и от степени удаленности.

    Передача светотени

    Даже самый идеально выполненный рисунок, то есть красиво заштрихованный или зарисованный, не будет технически совершенно выполненным без передачи светотени. А вот рисунок заштрихованный грубо, некрасиво может быть выразительным, ярким, и живым, и объемным только благодаря тому, что правильно распределена светотень.

    Светотень

    Передача плановости

    То есть Вы должны учитывать в рисунке, что ближе, а что дальше, и выразительно это передавать. А что значит выразительно? То есть передний план должен быть очень ярким, прорисованным, детальным, контрастным, а по мере отдаления должен затухать, смываться, растворяться. Самый дальний план должен быть смытым, еле различимым. Самый наглядный пример – это пейзаж, где мы видим, что на переднем плане травинки очень четкие и различимые, а к горизонту уже все размыто и смутно.
    Очень часто вижу ошибку плановости в портретах некоторых художников. Вот смотрю я на работу: все супер-проработано до безобразия, очень четко, очень технически совершенно. И так же выполнен задний план. Смотрю и не пойму – что-то не то. А что не то ясно, если знаешь, что такое плановость. Герои прилепились к фону, то есть они находятся на одном уровне с фоном, фон не сзади, он на одном уровне с героями. И картинка смотрится именно картинкой, открыткой, красивой, но не объемной. Плановость возможно разграничивать искусственно, то есть не по степени удаленности, а по степени значимости – что у нас самое главное в работе, что второстепенное, какая у Вас идея или задумка.

    Последняя задача – техника исполнения

    Она может быть совершенно любой. Но каждый уважающий себя художник считает своим долгом постичь академическую, или классическую, технику штриховки. То есть рисунок должен быть красиво заштрихован. Почему об этой задаче я говорю в самую последнюю очередь. Потому что это на самом деле последняя задача. Прежде всего, Вы должны постичь все предыдущие четыре, а в процессе их постижения, Вы сами собой автоматом научитесь хорошо штриховать.

    Что еще постигать

    Что же еще остается, когда все вот эти задачи пройдены? Это передача различных материалов, фактур, поверхностей, передача сложной, вибрирующей натуры. Попробуйте нарисовать карандашом каменистый берег, например!

    Каменистый берег

    Передача всяких состояний природы - солнечный свет, туман, дождь и так далее всего, что есть в мире.
    И куда идти дальше, когда все Вы это научились делать? Перед Вами открыт огромный, необъятный, что и всей жизни не хватит выразить, мир идей и мыслей, которые Вы вкладываете в свое творчество. Творите и самовыражайтесь! Желаю Вам творческих успехов!

    Подробнее
  • Выразительный рисунок карандашом, как научиться рисовать

    Вообще смысл слова кроется в нем самом – выражение, то есть насколько рисунок раскрывает характерные черты изображаемого объекта.

    А в полном смысле выразительный рисунок еще и передает эмоциональное отношение автора к этому объекту.

     

    Все это довольно абстрактно и не имеет инструкции к исполнению. Зато есть определенные способы улучшить качество рисунка, что в итоге повышает эту выразительность.

    Яркость и контраст

    Для примера я возьму мужской портрет, который рисовала недавно.

     

    Если вы делаете такой однородный, серенький рисунок, который, если прищурится, расплывается монотонным серым пятном, то не хватает яркости и контрастности. То есть у вас очень скудная градация тона.

    Такой же эффект, если у вас очень черный рисунок, вы черните и контрастите все подряд.

    Любую натуру можно условно разделить на три основных тона – самый темный (где самая чернота), самый светлый (где белые места) и все остальное (от темно серого - до светло-серого).

    Здесь стоит сказать о карандашах. Все, конечно, индивидуально. Но в учебной работе чаще всего новичкам подходит такой вариант, как НВ и 2В для самых светлых мест, 2В для среднего тона и 3В для темных мест. Если где-то хочется поднажать, то можно взять 4В.
    Меня искренне удивляют люди, которым и 8В мало, и они отчаянно ищут еще более черные и мягкие карандаши. Не гонитесь за чернотой в карандашном рисунке, совсем мягкие карандаши они скорее не для черноты, а для быстрого и обширного затемнения больших площадей. Если вас прет от черноты, тогда попробуйте рисовать углем, соусом, линерами, маркерами. Классический карандашный рисунок легок и прозрачен, а не зачернен до полного мрака.
    Чтобы расширить вашу градацию тона в карандашном рисунке – отталкивайтесь от самых темных мест, только сразу не выжимайте во всю дурь, тоже оставьте возможность еще немного затемнить в дальнейшем. Сразу на рисунке обозначьте эти темные места, все остальное будет светлее. И старайтесь вообще не трогать светлые места. Чем разнообразнее вы сделаете тон, переходы между тонами, тем ярче будет ваш рисунок.

    Контраст вытекает из яркости, тут мы смотрим что с чем контрастирует. Свет всегда контрастирует с тенью. И тут чтобы отлепить отдельные элементы изображаемого предмета друг от друга и поместить этот предмет в среду (ну чтобы он не просто был вырезанным в листе, а был в пространстве), нужно пользоваться правилом – темное на светлом, светлое на темном.

    Это в первую очередь касается фона.

    Например, я делала собаку цветным карандашом.

    Передняя часть морды собаки здесь - самая главная и выразительная часть. Чтобы сделать ее контрастной и яркой, я подчеркнула свет на языке и кромку света на подбородке темным фоном. А верхняя часть морды, наоборот, темная, поэтому выделила ее более светлым фоном.
    Не делайте этот контраст обводками на предмете, непонятными контурами.

    Нужно понять, что контуров не существует, все создано тоновыми пятнами, то есть светом и тенью. Поэтому стремитесь также определять, что темнее, что светлее без разграничения контурами.

    Главное и второстепенное

    Это уже более высокая стадия выразительности, которая требует включения головы. То есть здесь нужно не только смотреть, но и думать.

    И здесь действует правило – все, что вы сделали черным и контрастным – это все самое главное! Оно будет лезть вперед, на это будет в первую очень обращено внимание зрителя. И это выдаст ваше понимание того, что вы считает главным.

    Вот у меня для примера тут работа подписчика. Самым ярким и выразительным он сделал глаза.

    А все остальное более мягко и приглушенно. Автор данной работы всегда на глазах концентрируется, они для него практически во всех работах самое главное.
    Если бы он сделал все лицо в такой яркости, вывел бы тень под подбородком ярче, выделил бы яркой падающей тенью нос, обрамил бы лицо яркими прядями, то все лицо было бы равномерно во внимании зрителя.
    А вот если у нас, допустим вокруг волосы проработаны с одинаковой чернотой везде, да еще на фоне зачернили все подряд. В этом случае уже идет перебор. Портрет начинает рассеиваться из-за чрезмерного внимания везде и всему. Мы бы видели набор черных пятен, но не видели бы лица в целом, оно бы не было во внимании, потому что слишком много визуальной нагрузки вокруг.

    И тут есть два правила – правила плановости и правило главного. И оба они объединяются правилом освещенности.

    Плановость – мы концентрируем внимание на самом близком к нам. По мере удаления тон ослабевает.
    В пейзаже это воздушная перспектива – предметы на переднем плане мы видим четко и ярко, а по мере отдаления все становится более смутно и совсем расплывается на горизонте.

    Вот, например, недавно присланная мне работа одной талантливой юной художницы.

    Изначально она выглядела так.

    Гора на заднем плане брала на себя слишком много визуальной нагрузки. Пальмы на переднем плане терялись из-за плотности и яркости гор. В работе этой воздушной перспективы не ощущалось. Она проработала более ярко пальму и смягчила горы на заднем плане – и сразу в картине появилось больше воздуха и среды.
    И в натюрморте тоже самое, и в лице. Например, детали уха и волосы сзади на фото кажутся такими же темными, как и глаза и тени у глаз. Но они в отдалении относительно самого лица, поэтому я не буду их детально прорисовывать и чернить.

    И правило главного – вы тут сами решаете в силу своего вкуса, что вы хотите показать в первую очередь, что вы считаете главным и что хотите подчеркнуть. И если вы еще не обладаете достаточными навыками в этом деле, то выбирайте что-нибудь одно, а остальным это что-нибудь подчеркивайте.

    И наконец, на все это влияет освещение. Автоматом самым главным и ярким становится то, что наиболее всего приближено к источнику света.

    Например, в данной работе – это все детали лица на свету

    Хотя, вот эта щека находится к нам ближе, чем глаз и нос. Но она в тени, поэтому здесь даже штрих довольно смытый и хаотичный, чтобы особо не выделять форму этой щеки, чтобы она не отвлекала внимание от освещенного лица. И тоже самое с ухом – оно вообще в отдалении и в глубокой тени. У меня здесь даже перебор с темными пятнами, их стоило не делать.

    То есть если вы усиленно выделяете передний план, который находится в тени, и не придаете значения деталям на свету, то вероятно у вас будет очень странный рисунок, который будет вызывать типа такие ощущения – что-то здесь не то.

    Помните это: тень смывает детали, делает их более обобщенными. Отдаляет от нас.

    Обобщение рисунка

    Обобщение очень важная штука. Она как раз помогает усиливать акценты на главном. Обобщением очень многие начинающие пренебрегают и вообще не понимают смысл обобщения. Самая главная ошибка новичков – копание в мелочах, перерисовывание всего подряд, и там, где надо, и там, где не надо.

    Что значит обобщить – это значит сделать какие-то места одной сплошной однородной массой, без прорисовки деталей. Как бы смыть их, чтобы не лезли вперед и не бросались в глаза. Это те места, которые как раз смотрятся серенько и однородно. Такие места тоже должны быть, они придают целостность рисунку и помогают подчеркивать важные детали.

    Как понять, где обобщать – во-первых логически – задний план, лишние детали, отвлекающие от главного детали. Плюс еще можно прищуриться и посмотреть на натуру таким расплывчатыми пятнами. Где мы видим контраст и какой-то всплеск тона, а где мы видим все серо и однородно? Вот и понятно, где требуется обобщить.

    Итак, чтобы сделать рисунок выразительным, следите за его яркостью, контрастностью, разграничивайте плановость и выделяйте главное и убирайте второстепенное обобщением формы.

    Подробнее

Последние статьи

Популярные