Виды штриховки карандашом на примере пейзажа
Конечно, карандашный рисунок можно покрывать тоном не только при помощи классической штриховки. Существуют совершенно разные способы передавать светотень, накладывать тон и создавать объем простым карандашом. В этой статье покажу вам различные варианты штриха, то есть, как еще можно работать карандашом. Описанные ниже способы чаще всего применяются в скетчах, в зарисовках с натуры, в этюдах. Однако, я сделала для примера вполне самостоятельную, завершенную работу. И в самом начале я даже и не знала, что может получиться. А получился вот такой симпатичный деревенский домик.
И самое главное, несмотря на то, что в этой работе намешаны разные приемы, она смотрится вполне целостно и однородно.
Штрихи забором и для забора
Длинные прямые штрихи ложатся один рядом с другим. У меня на картинке вертикальное направление, но направление может быть совершенно любым, главное по направлению того предмета, который покрываем тоном. Уплотняем штрихами в том же направлении.
Я делаю рисунок по мотивам вот такой фото, сделанной мною на досуге.
Прекрасно подойдет такой вариант штриховки для забора. Он отлично подчеркнет направлению досок, а сами штришки передадут фактуру волокон древесины.
Да и сам фасад дома возможно сделать таким же образом, только направление уже не вертикальное я выбираю, а горизонтальное – так же по направлению досок.
Сливающиеся в однородную массу штрихи – метод тушевки
В этот раз я держу карандаш плашмя и просто им затушевываю поверхность таким образом, чтобы получался однородный тон без различимых штрихов.
Уплотнять можно тушуя в другом направлении.
Также основное, базовое, направление карандаша я предлагаю выбирать в соответствии с направлением поверхности.
На домике я таким образом сделала крышу, покрытую рубероидом.
Обратите внимание, на фото солнце уже садится и находится за домом. Из-за этого трубы и конек сильно засвечены, не имеют четких контуров, расплываются в лучах солнца. Такой способ наложения тона прекрасно справился с задачей это передать.
Перекрестная хаотичная штриховка
Люблю этот способ применять в быстрых зарисовках деревьев, хотя на практике он совсем небыстрый, но интересный.
Я как бы создаю тон из маленьких кусочков, созданных перекрестным штрихованием под практически прямым углом. Эти кусочки хаотичны сами по себе, но сливаются в общей вибрирующей массе. Уплотняю и обобщаю тон наложением поверх таких же штрихов.
В своем рисунке я таким образом от штриховала массу деревьев. Получилось довольно грубо, но живописно и выразительно. Ластиком я добавила просветов в листве.
Обычный перекрестный штрих
Да, это классика, куда от нее деться. В моей разнообразной на способы нанесения работе она тоже не будет лишней и прекрасно подойдет для заднего плана для создания единой темной однородной массы деревьев и кустарников сзади, причем сольет ее с забором, который на заднем плане формой и фактурой выделять не стоит.
Крупная штриховка зигзагом
Как бы кто не утверждал, что зигзагом штриховать - дурной тон, я не согласна! Можно! Вот такой хаос получается:
Уплотняю наложением повторных зигзагов.
Не очень красиво выглядит, не правда ли?
А я возьму и сделаю зигзагами траву на переднем плане перед домом. И...вроде бы ничего вопиющего я не вижу в таком способе.
Мелкая штриховка зигзагом
То же самое, что и предыдущий вариант, только мельче. Из-за того, что она мелкая, то смотрится более однородно.
Опять трава у дома, только более дальний план. На переднем плане трава не кошена, там можно и загрубить, а начиная от калитки травка покошена и более аккуратно смотрится и бархатисто.
Вот так симпатично получилось.
Гибрид зигзага и хаотичной перекрестной штриховки
Вот так он выглядит.
Вообще хаос, но управляемый.
И его я направлю на создание деревьев за домом.
Таким образом я и листву у березы делаю,
Трава на переднем плане и гуашь н2
Да, это просто трава, травинки, которые ложатся поверх зигзагов.
Отличный способ сделать траву конкретной и почти натуральной на переднем плане.
Но для большей выразительности я добавила еще и белых цветочков кисточкой и белой гуашью – ластик с такой задачей справиться не может.
Итак, чтобы покрыть рисунок тоном, не обязательно придерживаться классики, можно действовать как угодно, передавать характер предмета самыми разными способами - от пятен до хаотичного чиркания по листу. Это увлекательно и интересно! И тренирует творческие способности и навыки рисования.
Люблю старые деревенские домики с резными наличниками и ажурными карнизами. Они такие теплые, добрые, родные. Люди торопятся отправить их в прошлое, уступив место современным бездушным коттеджам. Как-то печально, но неизбежно. Ну...вот этому повезло – он теперь будет жить немного дольше, я его нарисовала.