Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
В последнее время появилось много желающих получить подобную консультацию. Сегодня свои работы прислала художница самоучка Наталья Веснина из Новосибирска.
Немного об авторе
Первый раз взяла кисть в руки в январе 2020 года. Всегда нравилось творчество художников, посещала выставки, приобретала картины в домашнюю коллекцию. Когда вышла на пенсию возникло огромное желание научиться писать картины. Начала копировать картины и писать с фотографий.
Хочу писать в собственном стиле, который пока не нашла. Чтобы мои картины радовали окружающих, оставить память о себе друзьям и родственникам. Если удастся продавать работы - это тоже будет просто отлично. Мне нравится процесс, это ни с чем не сравнить. Я становлюсь немного счастливее.
Помимо рисования люблю путешествовать и гулять со своей собакой - лабрадором, развожу цветы.
Я самоучка, несколько месяцев посещала уроки у художника. Копировала картины, смотрела мастер-классы в интернете. Наиболее эффективно - занятия у художника.
Люблю работать акрилом, маслом, пастелью.
Вдохновляюсь природой и картинами мастеров: Левитаном, Мане, Куинджи…
Теперь давайте перейдём к разбору.
Фортуна
Хорошая, приятная работа, с удачной композицией. Но вижу проблемы с анатомией лошади и путаницу в принципах световоздушной перспективы. Давайте рассмотрим немного подробнее эти вопросы.
Большинство начинающих художников просто срисовывают картинку, основываясь на контурах. Это плохой и весьма опасный путь, потому что переучиться рисовать правильно значительно сложнее, чем сразу научиться.
Если вы просто срисовываете, то что видите, не пытаясь анализировать и понимать формы и законы световоздушной перспективы, тогда вы не сможете хорошо рисовать в реализме. Могут быть удачные попадания, но это будет скорее везение.
Когда вы смотрите на объект, который предстоит рисовать, обратите внимание на крупные формы, из которых он состоит. Что они вам напоминают: круг, квадрат или цилиндр?
Составьте из простых предметов рисуемый объект, а далее добавляйте детали от крупных переходя к более мелким. Именно для этого в художественных школах учат рисовать простые геометрические предметы и изучают различные варианты освещения на их примере.
Представьте, что голова лошади — это форма типа этой.
Получилась некая коробка с различными гранями, которые преломляясь получают разную освещённость. Эта разница в освещённости и создаёт иллюзию объёма.
Далее понимая, что морда лошади всё-таки не имеет жёстких граней, мы начинаем скруглять нашу коробку и добавлять детали. Таким образом мы простраиваем объём, этот рисунок нам сильно поможет в живописи.
Запомните, чем лучше вы умеете рисовать, тем сильнее ваша живопись.
Это частая ошибка новичков учиться работать красками и мало уделять внимания рисунку.
Обратите внимание, что на работе Натальи сильно тёмный контур лошади, а в центре форма прописана неуверенно и менее насыщено.
Хотя именно линия глаза, ноздри и правого уха находятся для нас ближе и должна быть более чёткой и насыщенной.
Понимая это, я сделал эту линию более контрастной и чёткой, а дальний план (дальнее ухо, глаз, морда) смягчил, вот что вышло.
Лабрадор Нора
Проблемки на этой работе очень сильно бросаются в глаза, но есть и хорошие моменты. Мне нравится, что мордаха прописана более чётко и контрастно относительно тела и передних лап, это сразу добавляет работе пространства и воздуха. А вот задние лапы и хвост неоправданно чёткие, хотя находятся от нас дальше всего, и их следовало бы смягчить и размыть, примерно так.
Далее чётко видим, что глаза у питомца съехали в сторону, для этого проведём центральную ось и сравним расстояния до края глаз. Даже при условии, что мы видим голову собаки немного сбоку и появляется перспектива, разница в расстояниях от оси слишком большая, чтобы быть правдой.
Я сделал довольно грубо, просто передвинул правый глаз немного правее, на то место где он должен быть, вот что получилось.
Ноябрь
Интересная работа, очень приятный расслабляющий колорит, но также есть нюансы, которые следует учитывать.
Скажу прямо, если бы автор писала этот пейзаж с натуры, то таких промахов не было бы. Это чисто проблема рисования с фотографии и отсутствия практики работы на пленэре.
Обычно вода выглядит темнее чем небо, потому как она плотнее, и сама имеет некоторый цвет. Поэтому отражение неба в воде тоже будет темнее чем само небо. Этот эффект виден даже на фото, вот пример.
Давайте переведём пейзаж Натальи в чёрно-белый формат и убедимся, что небо в её случае даже немного темнее, чем отражение в реке.
Конкретно в этой работе я бы сделал небо светлее, а не воду темнее. Тогда небо стало бы более ярким и сияющим, сейчас оно тяжеловато. И дальний план можно было написать ещё чуть-чуть мягче. Например так.
Далее видим, что большинство тёмных моментов написано практически одной краской, хотя должна быть градация по тону в зависимости от расстояния, дальше светлее, ближе темнее.
Спокойствие
Если не придираться к мелочам, то очень достойная работа с интересной композицией. Давайте считать её работай под влиянием авангардизма.
Летний день
Работа выглядит как хороший, рабочий этюд. Но снова смущают тональные отношения, в которых надо разбираться.
Небо выглядит темнее чем вода. Для примера я привожу ещё одну фотографию. В ней тон воды и неба не сильно различимы глазом, но вода темнее. Я закрасил два цветовых пятна в этой фотографии, взяв самый светлый оттенок из воды и поместил его на небо. И наоборот, взял самый тёмный оттенок на небе и поместил его на воду.
Очевидно, что разница есть.
Далее переводим пейзаж Натальи в ч/б и видим много попаданий одного и того же тёмного тона в тенях по всей работе на разных планах.
Если исправить этот момент в работе сразу появится пространство, и она станет выглядеть интересней.
Жарки — сибирские розы сурового края
Красивая работа, удачная композиция, но проблемы те же что и в прошлой работе. Плюс бутоны роз выглядят весьма плоско и декоративно. В этой картине видна интересная манера работы с цветом и краской в целом. Если её не оценивать с точки зрения реализма, а признать её декоративной, то работа хорошая.
Натюрморт с пионами
Для определённого уровня работа хорошая, но на мой взгляд упрощена. Если это стилизация, то вопросов нет. Если её немного доработать, то вполне легко подтянуть реалистичность.
Для этого мы сделаем более раскрытый эллипс (дно кувшина). И добавим объём бутонам.
Сложность написания подобных цветов состоит в том, что в них много лепестков и мы можем легко потерять цельность. Поэтому представим каждый бутон пиона в виде шара у которого есть светлая точка и тень. Далее пишем цветок, держа в голове понимание, что он имеет форму шара и относительно этого подбираем оттенки.
Для начала конечно было бы хорошо написать красками белый гипсовый шар и разобраться как на нём распределяется свет.
Птичий двор
Эту работу вижу менее удачной чем остальные по ряду причин.
Композиция
Насыщенная жизнью и цветом нижняя часть картины сильно прижата к низу холста.
Анатомия птиц
Нарушены пропорции и строение у птичек. Зелёное существо слева я вообще долго не мог определить к какому виду птиц отнести, но позже признал в нём разбитый кувшин. Хотя сомнения остались.
Тон
Тонально очень много одинаковых попаданий, отчего работа выглядит скучной и декоративной, несмотря на интересный сюжет.
Спасибо Наталье Весниной за предоставленные работы и возможность их разобрать. Было интересно, пришлось самому хорошенько поковыряться в деталях. Так что этот разбор окажется полезен многим.
Дам несколько рекомендаций автору работ:
- Несмотря на частые ошибки в тональных отношениях у вас довольно точный глаз, поэтому разобравшись в вопросе световоздушной перспективы проблема легко исчезнет.
- Анатомия, построение, рисунок — это то что нужно каждому художнику, осваивайте небольшими порциями данные знания, практикуйтесь и ваша живопись станет гораздо увереннее.
На этом всё, если дочитали этот пост до конца, то вы просто супермен, я вами горжусь, всем добра!