Как рисовать акварелью по сырому?
Как бы ни были хороши акварели, с фотографической точностью воспроизводящие все мельчайшие детали цветов, но мне больше по сердцу картины не столь реалистичные — те, в которых есть некоторая спонтанность и недосказанность. Создать такую помогает техника «рисование по мокрому».
Акварельные работы без тщательной проработки деталей внешне могут казаться проще. Но на самом деле для их создания требуется не меньше художественного вкуса и умения «дружить» с акварелью.
Работа Л.Мошаровой из курса «Цветы в Акварели».
Работа Л.Мошаровой из курса «Цветы в Акварели».
Подобные акварели хорошо писать по сырой или, даже, мокрой бумаге. Увлажненный лист долго держит влагу, и краски на нём мягко растекаются, образовывая красивые переливы.
В технике рисования по мокрому отлично смотрятся различные декоративные эффекты. Они добавят картине индивидуальности и выразительности. Упомяну некоторые из них, поскольку вы можете использовать их в данной работе.
Акварельный букет Т.Савиной, курс «Цветы в Акварели».
Акварельный букет В.Лазаревой, курс «Цветы в Акварели».
Однако, прежде чем мы перейдем к практике, я хочу сказать вам очень важную вещь. Эффекты украшают картину. Но не являются самоцелью!
Самое главное, чему вы должны научиться сегодня – это создание гармоничных цветочных композиций через РИТМ и АКЦЕНТЫ.
Важно, чтобы вы поняли, что гармония графического или живописного произведения строится не на владении техникой, не на умении раскрасить картинку «похоже на оригинал», а на гармонии ритмов.
Цветы акварелью по-мокрому, работа Л.Ящук.
Цветы акварелью по-мокрому, работа С.Ильиной.
Будьте внимательны именно к этому. Постоянно проверяйте себя!
В процессе работы ЗАДАВАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ:
А теперь давайте перейдем к практике. И напишем акварельный букет в технике по-мокрому.
Для работы нам понадобится:
- Акварельная бумага формата А4
- Пластиковая карта
- Соль крупная или гранулы удобрения «мочевина»
- Кисти крупная и тонкая
- Акварель
- В этой работе мы используем такие акварельные эффекты, как рисование по-мокрому, резерваж восковым мелком и прием снятия слоя пластиковой картой.
- Любой резерваж нужно наносить НА СУХУЮ БУМАГУ.
- Выполнив рисунок и резерваж, смачиваем лист.
- Техника рисования по мокрому предполагает очень хорошее увлажнение бумаги.
- Чтобы его обеспечить, погрузите лист акварельной бумаги в воду полностью, увлажнив с двух сторон.
Если бумага хлопковая, то достаточно такого увлажнения. Если бумага целлюлозная, то ее нужно замочить на 5-10 минут.
Влажный лист положите на гладкую, не впитывающую влагу поверхность — стекло, пластик, полированный стол. Следите, чтобы лист равномерно прилип к поверхности, не образовывая пузырей воздуха под ним. Поверхность должна быть горизонтальной, чтобы краска не стекала вниз.
Готовы? Начинаем рисовать акварелью! Эта работа написана «по воображению». Вы тоже можете самостоятельно придумать множество собственных различных композиций. Почувствуйте себя флористом!
Техника рисования по-мокрому, букет цветов В.Мухиной.
Техника рисования по-мокрому, букет цветов С.Сметаниной.
Акварельный осенний пейзаж
Уверены, так вы еще никогда не работали акварелью! Откройте для себя новую авторскую технику от мастера пейзажного жанра, с помощью которой можно добиться совершенной воздушности акварели. Техника предполагает ведение живописи по-сырому в несколько этапов с предварительным замачиванием листа при каждом новом сеансе.
Акварельная живопись «по сырому»
На этом этюде, выполненном на пленере, передано вечернее состояние пейзажа. Если этюд пишется в технике акварельной живописи «по сырому» и в короткий промежуток времени, чтобы успеть ухватить быстро меняющееся состояние природы, то нужно отказаться от точного подготовительного рисунка, так как нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски.
Поэтому лучше всего было лишь наметить тонкой линией без нажима линию горизонта и основные контуры (стожки, дерево вдали и приблизительно контуры облаков).Этот этюд должен передавать только мгновенное впечатление, чувство мига. Слишком детальное изображение облаков или слишком точные формы дерева и стожков значительно изменили бы характер этюда.
Разве можно было бы предугадать контуры деревьев на дальнем плане. Акварель и влажная бумага сами сделали это за нас. Обратите внимание, как расположена линия горизонта на этюде. Она делит плоскость этюда на две неравные части, что композиционно верно. Задача состояла в том, чтобы показать именно красивое небо на закате.
Последовательность работы над этюдом
После того как была намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги и основные контуры, нужно обильно или не очень (учитывая влажность воздуха, сложность пейзажа и время работы над этюдом) смочить акварельную бумагу водой. Это определяется подсознательно в зависимости от опыта акварелиста.
Этюд пейзажа, пишется как правило, с неба. Поэтому вначале наносится широкой кистью самый светлый общий (локальный) тон неба. В данном случае это светло-фиолетовый. В правой части этюда плотнее, а в левой светлее. Этим тоном заполняется и нижняя часть этюда. Во первых для создания общего колорита картины, а во вторых для создания в дальнейшем светлых участков на стожках и земле. Здесь уместно привести слова В. Высоцкого: «Отражается небо в лесу как в воде и деревья стоят голубые».
Далее следует подождать некоторое время и дать небу слегка подсохнуть, или как говорят «протряхнуть» до так называемой акварельной влажности. Это означает, что на бумажной основе больше нет лужиц краски, краска впиталась в бумагу, но бумага все еще обладает хорошей влажностью.
На этой стадии, легко распознаваемой при некотором опыте, получаются самые выразительные соединения красок и неожиданные эффекты. Прописываем усиливая до нужной концентрации, плоскости темных участков облаков ультрамарином, а затем вливаем в них смесь фиолетового и желтого.
В результате синий ультрамарин будет частично вытеснен, и возникнут интересные сочетания. Здесь нужно добавлять следующий тон именно во влажный слой краски, чтобы получились плавные эффектные переходы. Если добавлять краску в уже подсохший слой получатся резкие переходы. Чем незначительно грешит небо данного пейзажа.
Во время работы над небом важно не пропустить момент для прописки дальнего плана пейзажа иначе не получится такого эффектного деревца как на данном этюде. Можно увлечься созданием неба и забыть про задний план тогда этюд будет безнадежно испорчен.
Поэтому на этом этюде элементы заднего плана были прописаны одновременно с прокладкой плоскостей темной части облаков. Если Вы поняли, работая с небом, что влажность бумаги достигла нужной влажности для плавных эффектных переходов, прописывайте всё где они нужны, иначе будет поздно.
Теперь начинается оформление переднего плана. Пока краски неба остаются слегка сырыми, нужно в первую очередь прописать участки, которые соприкасаются с небом и задним планом как можно плотнее, набирая на кисть больше пигмента чем воды. Естественно не забывая оставлять незаписанными светлые участки способом обходки светлого (резерваж).
Где то светлые участки можно создать вливанием светлой краски в плотный слой, где то можно высветлить светлые участки полусухой кистью или тряпочкой, а где то не обойтись без резерважа. Что было и сделано в этом этюде.
На завершающем этапе тонкой кистью добавляем детали. В частности усиливаем контуры стожков после создания светлых участков на них. Естественно если понимаем, что влажность бумаги еще позволит нам это сделать. Если бумага уже высохла лучше не рисковать и оставить этюд без мелких деталей. Тем более не следует делать поправки в небе если Вас что-то в нем не устраивает. Момент упущен. Пример этого мой этюд «Весна. Мокрое поле».
Хорошо, что из за этой ошибки получился вполне нормальный эффект и не очень испортил пейзаж. Без этой ошибки было бы гораздо лучше.
Акварельная живопись «по сырому» непредсказуема. Ошибка в написании неба (мазок кисти по просохшему слою в небе) привел к такому результату.
Анализ акварельного пейзажа
Пасмурный, серый день. На тротуаре узкой улицы несколько автомобилей. Рассмотрим некоторые вопросы технического выполнения акварельного пейзажа.
Как, например, написано небо?
По влажной поверхности бумаги положен светлый голубовато-желтый цветовой оттенок. В этот непросохший красочный тон кое-где введены более темные желтовато-охристые и фиолетово-синие оттенки цвета, которые, расплывшись по сырой поверхности бумаги, создали небо.
Вначале был проложен желтовато-охристый, потом в него введен более плотный по тону фиолетово-синий цвет, что позволило получить тонкие и сложные сочетания цвета, постепенные переходы одного оттенка в другой. Нижние слои красок, просвечивая сквозь верхние, создают впечатление воздушности облаков, передают их объемность.
Из-за наклона планшета и влажности бумаги раствор краски верхних мазков (лепка облаков), сползая вниз, образовал светлые оттенки на асфальте. Некоторые дома вдали улицы, а также дом слева написаны по сырому красочному слою от прописки неба. Это создало цветовое единство пейзажа, позволило добиться мягких границ силуэтов зданий на фоне облачного неба.
На ближнем плане дома и асфальт написаны тоже по влажной бумаге, но после того как ее поверхность стала как бы матовой. В данном случае положенный на бумагу раствор краски, немного расплывшись, образовал сочное пятно-заливку. Затем по этому непросохшему красочному слою проложены более темные оттенки цвета, подчеркнувшие детали здания, например: крыши, балконы, окна, теневые места, и т. п.
Силуэты автомобилей на улице написаны также с учетом степени влажности бумаги: дальние — еще по сырой поверхности бумаги, они смотрятся мягким силуэтом; ближние — по несколько просохшей, «протряхшей» бумаге, очертания их более определенны.
Работа по сырой поверхности бумаги
Более капризная и прихотливая манера письма по-мокрому родилась в Англии, вероятно, потому, что в стране, находящейся на острове, окруженном водными пространствами, в этом «туманном Альбионе», повышенная влажность воздуха сама диктовала живописи характер легкий и мягкий. Живопись акварелью на сырой бумаге называют «английской акварелью».
Этот прием дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы. Метод работы на влажном листе бумаги французские акварелисты называют: «travailler dans l`eau» (работать в воде).
Для сохранения стабильной влажности листа, чтобы иметь продолжительную по времени возможность работать со сложной живописной формой, легко сплавляя и смешивая краски на мокром листе, художники прибегали к многочисленным хитростям. Для этого использовались разные способы увлажнения бумаги снизу.
Именно в Англии в XIX веке для небольших пейзажей на пленере был придуман особый вид стиратора — приспособления для натяжки мокрой бумаги без клея. Нехитрая конструкция состояла из двух деревянных рам, входящих достаточно свободно одна в другую.
Первая рама играла роль доски: на нее накладывали бумагу, которая затем зажималась по краям второй рамой, закрепленная таким способом бумага, принимала вид холста, натянутого на подрамник. По необходимости увлажняли бумагу снизу горячим паром. Другой вид стиратора позволял использовать иной способ увлажнения листа. Это была рама и входящие в нее доска или планшет.
Увлажненный лист бумаги накладывали на доску, загибали его края за кромки доски и вставляли доску с листом бумаги в рамку. По высыхании бумага в стираторе равномерно натягивалась. При работе акварелью по-сырому под влажный лист бумаги подкладывали смоченные в воде сукно или фланель, которые длительное время питали бумагу влагой по мере ее подсыхания с внешней стороны.
Все описанные способы позволяли легко поддерживать влажность в бумаге во время работы, что избавляло от необходимости применения каких-либо других средств, предупреждающих быстрое высыхание акварельных красок. В литературе также описаны химические способы удержания влаги на листе.
Например, в воду для разведения красок добавляли немного глицерина, меда, пользовались раствором хлористого кальция или гуммидраганта. Некоторые античные миниатюристы употребляли для этого слюну улиток или фиговое молоко.
Средства эти были эффективны, но не безопасны, так как замедление высыхания обуславливалось их гигроскопичностью, и это свойство впитывать и удерживать влагу в дальнейшем также проявляло себя в акварелях. Кроме этого, подобные средства делали краску более вязкой и густой, что непосредственно меняло характер живописи, и она теряла свои ценные качества.
Способ работы по сырому особенно успешно используется в пейзажной живописи, когда надо передать состояние туманного утра, пасмурного дня, облака и т. п. Небо — один из самых трудных компонентов пейзажа, определяющий его цветовое и тональное состояние.
В живописи изменчивость цвета неба и облаков трудно передать даже маслом, где есть возможность вносить поправки, переписывать неудавшиеся места. При наложении акварельных красок по сырому художник нередко зависит от капризов растекающегося по мокрой бумаге мазка.
Этот способ работы требует от живописца постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Он должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу. Перед началом работы лицевая поверхность бумаги смачивается водой, а затем по еще увлажненной поверхности накладываются нужные оттенки цвета.
Влажность бумаги смягчает границы между отдельными тонами. Начинать писать по сырому надо после того, как бумага равномерно «протряхнет», как говорят художники, и на поверхности ее не будет излишка воды. Степень влажности бумаги и различный наклон планшета позволяют регулировать и ограничивать до необходимых пределов растекание краски, получать нужные цветовые сочетания, добиваться их чистоты и прозрачности. Работу удобнее начинать сверху, предварительно определив основные отношения по тону и цвету.
Пока наложенный цвет не высох, рядом с ним накладывается другой, иногда частично захватывающий соседний. Если в положенный цвет надо внести какие-нибудь уточнения, то они вносятся еще в сырой красочный слой. Нужные оттенки цвета можно вначале подобрать на палитре или непосредственно на бумаге.
По мере высыхания, особенно в жаркий солнечный день, бумагу смачивают снова, положив под нее мокрую тряпку, это позволяет вести работу более длительное время. Краски, положенные по сырому, обычно расплываются и выходят за пределы рисунка предметов. Пока акварель не успела высохнуть, излишние заплывшие места, нежелательные наслоения красок можно осторожно смыть или выбрать слегка отжатой чистой кистью.
«Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты»
Акварельная живопись открывает новый мир, поражающий воображение: происходит нечто невероятное, краски смешиваются и получаются прекрасные колористические и световоздушные эффекты.
Многие люди думают, что они не умеют рисовать. Это не так. Я не верю, что рисование это дар. Научить рисовать можно кого угодно. Однако мы должны работать над тем, что хотим воплотить в жизнь, то же относится и к рисованию. Даже если вы никогда не достигнете вершин мастерства, рисование изменит вашу жизнь — спросите любого художника.
Да, вы будете делать ошибки; мы все делаем их. Секрет в том, чтобы понимать, что именно мы сделали неправильно, и учиться на своих ошибках. Моя задача — освободить вас от двадцати лет учебы. Я научу вас приемам, дам советы и продемонстрирую полезные навыки, которые я совершенствовал многие годы, занимаясь живописью и экспериментируя.
Я помогу вам научиться изображать природу, в том числе главные элементы пейзажа: небо, горы, озера, деревья, скалы, бегущую воду, здания, мосты. Также я покажу вам, как наделить пейзаж настроением и привнести ощущение особой атмосферы. Я не собираюсь навязывать вам определенный стиль. Со временем, практикуясь, вы выработаете собственную, легко узнаваемую манеру.
Писать акварельными красками — это проще, чем вы думаете. Я рад возможности показать вам, как это делается.
Небо в акварельных этюдах «по сырому»
Акварельная живопись «по сырому» непредсказуема. Ошибка в написании неба (мазок кисти по просохшему слою в небе) привел к такому результату.
Опять из-за ошибки (взят слишком плотный тон облаков), мы видим силуэты лесистых гор в тумане. А может все-таки пасмурное небо?
Добавление в сырой слой на небе фиолетово-коричневого. Такое небо получилось.
Облака подсвеченные вечерним солнцем.
Неудачная нижняя часть этюда компенсируется интересным небом.
Как улучшить акварельную технику по-сырому
Я увлечен акварельной живописью, используя технику по-сырому. Мне очень нравится рисовать быстро, и каждая новая картина бросает мне вызов: влажная краска укладывается на влажную или сырую бумагу, цвета перетекают и сливаются друг с другом красивыми, неожиданными вариантами, создавая эффект диффузии. Это метод мне наиболее удобно использовать, чтобы воплотить мой собственный взгляд на предметы.
Прежде чем начать рисовать, я быстро и легко рисую основные очертания, чтобы разместить фокус моей картины. Мне нравится избегать большого количества набросков и оставлять много места на листе, потому что я предпочитаю создавать некоторые формы интуитивно.
Я использую акварельную бумагу плотностью 300gsm, 100% хлопок, натягиваю ее так, чтобы у меня была идеальная плоская поверхность для работы.
Я рисую только прозрачными акварельными красками (большинство хороших акварельных брендов указывают, является ли конкретный цвет прозрачным, полупрозрачным или непрозрачным).
Я избегаю рисования непрозрачными цветами, поскольку я предпочитаю, чтобы свет в моих акварелях шел от белой бумаги, а не самой краски. В результате я рисую от светлого к темному, хотя иногда я восстанавливаю некоторые белые области, стирая кистью краску с бумаги.
Старайтесь рисовать быстро в технике по сырому. На эти подсолнухи у меня ушло всего 30 минут. Вернее, я должен сказать, что это было время на выполнение; спонтанность и интуиция в большинстве случаев занимает большую часть времени.
1. Выбор материалов
Здесь вы можете увидеть весь спектр моих материалов. Я работаю акварелью из туб и кювет, представленных в переносной складной пластиковой палитре. Я предпочитаю рисовать пигментами из туб, так как с консистенцией этих акварелей проще работать.
Тем не менее, я использую кюветы для некоторых цветов, поэтому, прежде чем начинать рисовать, я предварительно смачиваю их из распылителя, чтобы получить ту же сливочную консистенцию, что и в тубах. Я использую круглые и плоские кисточки с острыми кончиками, изготовленные из синтетических волокон и одной или двумя экстратонкими кисточками для финальных акцентов.
2. Применяем яркую заливку
После нанесения большого количества воды на растянутую акварельную бумагу, я начинаю работать с фоном легкой прохладной смесью кобальта синего (Cobalt Blue), ультрамарина синего (Ultramarine Blue) и хинакридона золотого (Quinacridone Gold). Используя однодюймовую плоскую кисть, я выполнял это очень осторожно, так как важно, чтобы цвета были чистыми и яркими для первой заливки. Слишком темный фон на этом этапе может повлиять на всю композицию.
3. Начинаем вводить цветы
Я начал рисовать лепестки подсолнухов смесью хинакридона золотого (Quinacridone Gold), кадмия желтого светлого (Cadmium Yellow Light) и кадмия оранжевого (Cadmium Orange). Для центра цветов я применил смесь сиены жжёной (Burnt Sienna), сепии (Sepia) и крови дракона (Sangue di Drago). Важно начать рисовать цветы пока первая фоновая заливка еще влажная. Если вы хотите смягчить края композиции, вам необходимо связать цветы с фоном таким образом.
4. Поддерживаем баланс
После первой заливки фона и цветов я начну рисовать два или три новых произвольных цветка сверху. Я сглажу края этих цветов и позволю им пересекаться, чтобы усилить фон.
Баланс и единство очень важны в композиции, такой как эта, поэтому, если я чувствую, что могу добавить более темные, свободные или размытые области в композицию, чтобы достичь этого, то сейчас для этого наилучших этап.
5. Стираем излишки
Обратите внимание: когда я добавил более темный цветок на фоне ближе к яркому, контраст между двумя добавленными цветами освежил и пробудил картину.
Я достиг этого, сначала убирая лишнюю краску с помощью широкой кисти, а затем нанеся более темную смесь хинакридона золотого (Quinacridone Gold), натуральной умбры (Raw Umber) и капли сиены жжёной (Burnt Sienna) на лепестки. С помощью этой техники можно сделать интересные сглаженные по краям блики.
6. Продолжаем редактировать
Я использовал круглую кисть, чтобы улучшить центр подсолнухов с помощью смеси сепии (Sepia) и сиены жжёной (Burnt Sienna). Если вы сохраняете бумагу влажной на этом этапе, вы по-прежнему можете свободно редактировать, оставлять или добавлять что угодно во всей композиции.
На этом этапе моей работы я почувствовал, что мне нужно добавить сильные контрасты, потому что влажная бумага имеет свойство делать более бледными все оттенки, которые вы на нее накладываете. Темные цвета значительно осветляются, когда краска высыхает, и это тот момент, когда мы можем подчеркнуть контрасты.
7. Прорабатываем контуры
Теперь я начинаю работать над лепестками заостренной круглой кистью, плавно рисуя очертания лепестков от центра цветка к кончику.
Я использовал смесь хинакридона золотого (Quinacridone Gold) и сиены жжёной (Burnt Sienna), чтобы сделать эти линии. Вам не нужно нарисовать контуры для каждого лепестка, просто сделайте несколько линий, чтобы зритель мог что-то себе представить, а многочисленные лепестки будут просто визуально смешиваться.
8. Подчеркиваем контрасты
Я снова работаю с задним планом, добавляя темные штрихи к более светлым формам или белым пространствам, потому что мне нужно, чтобы центр картины имел более явные контрасты для наибольшего интереса.
На этом этапе я смешал несколько синих и желтых цветов, в том числе кобальт синий (Cobalt Blue), берлинскую лазурь (Prussian Blue), хинакридон золотой (Quinacridone Gold) и сиену натуральную (Raw Sienna), чтобы получить насыщенный зеленый для изображения нескольких листьев на заднем плане.
9. Связываем элементы
Теперь пришло время добавить некоторые штрихи, которые свяжут все разрозненные элементы композиции. Стебли и бутоны были окрашены оливковым зеленым (Olive Green), кобальтом синим (Cobalt Blue) и сиеной жжёной (Burnt Sienna); на этом этапе я выбрал остроконечную круглую кисть №8.
Стебли помогают нарушить однородность композиции; не нужно рисовать стебель для каждого цветка: оставьте зрителю поле для воображения.
10. Уточняем зелень
На этом этапе я добавил еще один вид листвы на задний план круглой кистью, использовал смесь синего Winsor (Winsor Blue) и сепии (Sepia). Важно понимать, как работать с листьями (или листвой), потому что они поддерживают всю цветочную композицию.
Мне предпочитаю избегать рисования готовой смесью зеленых оттенков прямо из туб, чтобы добавить разнообразие: например, здесь мы можем увидеть некоторую листву с оттенком синего.
11. Вернемся назад
Ближе к концу мне нравится возвращаться и смотреть на мою картину издалека. Это помогает мне проверить, где нужно добавить дополнительные темные области и заливки над основными цветами, чтобы свести композицию.
Я также могу проверить, можно ли улучшить картину, добавив области теплого или холодного цвета, или если мне нужно добавить или устранить (убрав немного краски с бумаги) какие-то элементы моей композиции.
12. Финальные штрихи
Я завершаю работу, добавляя некоторые линии, используя экстратонкую кисть и смесь теплых цветов: сиену жжёную (Burnt Sienna), сепию (Sepia) и немного серой Пейна (Payne’s Gray) и травяной зеленой (Sap Green).
Я стараюсь изменять давление на кисть, держа ее в верхней части рукоятки, поэтому я могу создавать различные типы линий. Мне нравится называть эти линии моим «каллиграфическим почерком», и они помогают определить некоторые просветы, формы и направления. Они очень важны в технике по-сырому, так я могу подчеркнуть некоторые элементы, которые привлекут зрителя.
Живопись по сырому акварелью
Термины «сырое по сухому» и «сырое по мокрому» означают, что мазки наносят влажной краской на сухой слой или на влажную область. Эти два метода работы с акварелью обеспечивают наложение цвета на нанесенную ранее сырую или сухою акварель, и производят очень разные эффекты:
Преимущества
Самым большим преимуществом использования метода «мокрое по мокрому» является то, что иногда невозможно точно знать, какой эффект удастся получить.
Добавление другого слоя краски на влажную акварель на бумаге создает мягкое, рассеянное впечатление от полутонов. Степень смешивания зависит от влажности первого слоя. В результате получается эффект размытых форм или широко растекающегося свободного узора.
С практикой приходит умение получить конкретный результат от этого способа. Техника по сырому воспроизводит эффектные, живые картины, цветы, пейзажи и дает возможность экспериментировать.
Это особенно интересно в живописи с диффундирующими формами, без лишних деталей – легкие пейзажи, простые натюрморты, цветы, абстракция. Методы работы с акварелью порождают прозрачные, воздушные оттенки с мягкими или четкими переходами.
Особенности техники
Способ акварельной живописи «мокрый по мокрому» включает нанесение краски или воды на любую площадь картины. Основная цель состоит в том, чтобы намочить весь лист бумаги, пока поверхность больше не будет впитывать воду, но позволяет жидкости создавать тончайший слой на поверхности. Касаясь большой кистью, насыщенной краской сырого листа, получают поразительный результат в живописи.
Гидрофильные, близко расположенные, целлюлозные волокна акварельной бумаги обеспечивают сцепление и капиллярное действие — вода и влажная краска мигрируют с влажных на сухие поверхности картины.
Пигмент растекается вдоль края влажной области, оставляя более светлый тон в центре. Темный пигмент создает нерегулярные, волнообразные полосы. Тонкие или выраженные растекания получаются в зависимости от консистенции краски в разных областях и дисбаланса влаги.
Эффекты
Техника «мокрое по мокрому» включает различные специфические эффекты живописи, каждый производится с помощью различных процедур.
Диффузия осмотического дисбаланса
Концентрированная краска наносится на смоченную бумагу и диффундирует или расширяется на чистой области, особенно, если краска приготовлена с использованием диспергатора. Это создает характерный рисунок, похожий на перья птиц. Усилить эффект в пейзажах можно наклоном поверхности бумаги до высыхания.
Заливка цвета
Художники заливают большое количество слегка разбавленной краски на всю поверхность или отдельные участки рисунка и с помощью кисти, спрея с водой или при разумном наклоне создают влажные окрашенные участки.
Цвет в течение нескольких минут окрашивает случайными, деликатными вариациями, которые дополняют влажной щеткой или добавлением краски до нужной формы – это помогает рисовать цветы.
Популярные сочетания красного, желтого и синего используют в отдельных областях — после смешивания и сушки, они обеспечивают поразительные оттенки. Зарезервированные участки белого цвета сначала покрывают пленкой, маскирующей лентой или жидким латексом.
Полную заливку одним колером делают широкой кистью, чтобы получить равномерный оттенок без полос.
Фрагментарно смоченный лист в конкретных местах позволяет получить удлиненные мазки, которые захватывают сухие и влажные участки и приобретают неповторимые очертания, непрерывность, четкие абрисы в сухих местах и растекания в увлажненных областях.
Для градиента сначала точно определяется область цвета с помощью разбавленной краски или чистой воды, затем более концентрированной краской касаются влажных зон кистью. Добавленная краска создает формы путем наклона или растушевки. Концентрированный цвет ослабляют путем растекания краски с помощью влажной кисти.
Акварель по-сырому
Курс выстроен от совсем простых пейзажей к более сложным сюжетным композициям. Учимся определять необходимые пропорции пигмента и воды: двигаемся от очень жидких, стремительных потоков акварели до плотной гуашевой консистенции. Перестаем бояться свободного поведения цвета и наслаждаемся красотой момента!
«Эта техника для меня настоящее чудо: тут невозможно предугадать, каким будет конечный результат! Здесь только малая часть процесса зависит от живописца, остальное создает сама акварель, главное, не бояться, доверять течению краски и научиться без страха созерцать этот волшебный процесс», — рассказывает автор курса Наталья Дюкова.
- Знакомимся с материалами: краски, бумага, кисти. Разбираемся, какой кистью с какой концентрацией акварели работать.
- Учимся добиваться нужного соотношения краски и воды: от совсем жидкой концентрации пигмента в воде до плотной гуашевой консистенции;
- Углубляемся в цвето-тоновые отношения: как меняется тон при высыхании воды. Учимся добиваться нужного цвета и тона.
- Говорим о движении, ритме, выразительности и композиции;
- Выполняем ряд упражнений, чтобы почувствовать, как может растекаться краска и как этим процессом можно управлять;
- Пишем несколько простых пейзажей: небо, облака, горы, деревья, отражения;
- Переходим к более сложным сюжетам, где применяем все приемы, навыки и наработки этого курса.
Краски
Любые акварельные краски из профессиональных серий в тюбиках по 10мл.. Примеры производителей: «Невская палитра», ShinHan серии Premium, Winsor&Newton, Shmincke, Sennelier, Daniel Smith и другие.
Обязательно в палитре должны быть краски:
- Лимонная (холодный желтый) 1 тюбик;
- Желтая (теплый желтый) 2 тюбика;
- Золотистая 2 тюбика;
- Светло-алая (теплый красный) 1 тюбик;
- Карминовая(холодный красный) 2 тюбика;
- Фиолетовая 1 тюбик;
- Синий лак 1 тюбик;
- Ярко-голубая 2 тюбика;
- Ультрамарин 1 тюбик;
- Изумрудная 1 тюбик;
- Серая пейна (черная) 1 тюбик.
Кисти
- Широкий фейц для смачивания листа из мягкого ворса (из козы или белки);
- Кисть круглая белка (можно имитацию), крупная, диаметр 1,5 см;
- Кисть колонок круглая (можно имитацию). Автор курса использует крупные кисти art secret № 6 и № 8;
- Плоские синтетические кисти, с очень жестким ворсом (имитация щетины, но не щетина, тк она слишком грубая), № 14, № 24 (и по желанию № 40);
- Кисть овальная мягкая коза № 3 и № 4;
- Каллиграфическая кисть среднего размера;
- Кисть тонкая с острой вершинкой для прорисовки деталей.
Бумага
- Формат А2 — 4 листа;
- Формат А3 — 15 листов;
- Формат А4 — 6 листов.
Для упражнений рекомендуем приобрести бумагу Palazzo, 10 листов А3. Для эскизов подойдет бумага Гознак.
Оборудование
- Палитра (эмалированная металлическая палитра, пластиковая палитра с большими емкостями для смешивания);
- Фен;
- Пульверизатор;
- Простой карандаш;
- Клячка, ластик;
- Планшет размером 50*70, (ВАЖНО! Планшет не должен впитывать воду. Идеально, из пластика, оргстекла. НЕЛЬЗЯ дерево и двп);
- Емкость для воды.