Пастель

  • Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть

    В последнее время появилось много желающих получить подобную консультацию. Сегодня свои работы прислала художница самоучка Наталья Веснина из Новосибирска.

    Немного об авторе

    Первый раз взяла кисть в руки в январе 2020 года. Всегда нравилось творчество художников, посещала выставки, приобретала картины в домашнюю коллекцию. Когда вышла на пенсию возникло огромное желание научиться писать картины. Начала копировать картины и писать с фотографий.
    Хочу писать в собственном стиле, который пока не нашла. Чтобы мои картины радовали окружающих, оставить память о себе друзьям и родственникам. Если удастся продавать работы - это тоже будет просто отлично. Мне нравится процесс, это ни с чем не сравнить. Я становлюсь немного счастливее.
    Помимо рисования люблю путешествовать и гулять со своей собакой - лабрадором, развожу цветы.
    Я самоучка, несколько месяцев посещала уроки у художника. Копировала картины, смотрела мастер-классы в интернете. Наиболее эффективно - занятия у художника.
    Люблю работать акрилом, маслом, пастелью.
    Вдохновляюсь природой и картинами мастеров: Левитаном, Мане, Куинджи…
     

    Теперь давайте перейдём к разбору.

    Фортуна

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Хорошая, приятная работа, с удачной композицией. Но вижу проблемы с анатомией лошади и путаницу в принципах световоздушной перспективы. Давайте рассмотрим немного подробнее эти вопросы.

    Большинство начинающих художников просто срисовывают картинку, основываясь на контурах. Это плохой и весьма опасный путь, потому что переучиться рисовать правильно значительно сложнее, чем сразу научиться.

    Если вы просто срисовываете, то что видите, не пытаясь анализировать и понимать формы и законы световоздушной перспективы, тогда вы не сможете хорошо рисовать в реализме. Могут быть удачные попадания, но это будет скорее везение.

    Когда вы смотрите на объект, который предстоит рисовать, обратите внимание на крупные формы, из которых он состоит. Что они вам напоминают: круг, квадрат или цилиндр?

    Составьте из простых предметов рисуемый объект, а далее добавляйте детали от крупных переходя к более мелким. Именно для этого в художественных школах учат рисовать простые геометрические предметы и изучают различные варианты освещения на их примере.

    Представьте, что голова лошади — это форма типа этой.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Получилась некая коробка с различными гранями, которые преломляясь получают разную освещённость. Эта разница в освещённости и создаёт иллюзию объёма.

    Далее понимая, что морда лошади всё-таки не имеет жёстких граней, мы начинаем скруглять нашу коробку и добавлять детали. Таким образом мы простраиваем объём, этот рисунок нам сильно поможет в живописи.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     
    Запомните, чем лучше вы умеете рисовать, тем сильнее ваша живопись.
    Это частая ошибка новичков учиться работать красками и мало уделять внимания рисунку.

    Обратите внимание, что на работе Натальи сильно тёмный контур лошади, а в центре форма прописана неуверенно и менее насыщено.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Хотя именно линия глаза, ноздри и правого уха находятся для нас ближе и должна быть более чёткой и насыщенной.

    Понимая это, я сделал эту линию более контрастной и чёткой, а дальний план (дальнее ухо, глаз, морда) смягчил, вот что вышло.

     
    Гипертрофированный пример
     
    Гипертрофированный пример

    Лабрадор Нора

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Проблемки на этой работе очень сильно бросаются в глаза, но есть и хорошие моменты. Мне нравится, что мордаха прописана более чётко и контрастно относительно тела и передних лап, это сразу добавляет работе пространства и воздуха. А вот задние лапы и хвост неоправданно чёткие, хотя находятся от нас дальше всего, и их следовало бы смягчить и размыть, примерно так.

    Далее чётко видим, что глаза у питомца съехали в сторону, для этого проведём центральную ось и сравним расстояния до края глаз. Даже при условии, что мы видим голову собаки немного сбоку и появляется перспектива, разница в расстояниях от оси слишком большая, чтобы быть правдой.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Я сделал довольно грубо, просто передвинул правый глаз немного правее, на то место где он должен быть, вот что получилось.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Ноябрь

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Интересная работа, очень приятный расслабляющий колорит, но также есть нюансы, которые следует учитывать.

    Скажу прямо, если бы автор писала этот пейзаж с натуры, то таких промахов не было бы. Это чисто проблема рисования с фотографии и отсутствия практики работы на пленэре.

    Обычно вода выглядит темнее чем небо, потому как она плотнее, и сама имеет некоторый цвет. Поэтому отражение неба в воде тоже будет темнее чем само небо. Этот эффект виден даже на фото, вот пример.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Давайте переведём пейзаж Натальи в чёрно-белый формат и убедимся, что небо в её случае даже немного темнее, чем отражение в реке.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Конкретно в этой работе я бы сделал небо светлее, а не воду темнее. Тогда небо стало бы более ярким и сияющим, сейчас оно тяжеловато. И дальний план можно было написать ещё чуть-чуть мягче. Например так.

    Далее видим, что большинство тёмных моментов написано практически одной краской, хотя должна быть градация по тону в зависимости от расстояния, дальше светлее, ближе темнее.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Спокойствие

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Если не придираться к мелочам, то очень достойная работа с интересной композицией. Давайте считать её работай под влиянием авангардизма.

    Летний день

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Работа выглядит как хороший, рабочий этюд. Но снова смущают тональные отношения, в которых надо разбираться.

    Небо выглядит темнее чем вода. Для примера я привожу ещё одну фотографию. В ней тон воды и неба не сильно различимы глазом, но вода темнее. Я закрасил два цветовых пятна в этой фотографии, взяв самый светлый оттенок из воды и поместил его на небо. И наоборот, взял самый тёмный оттенок на небе и поместил его на воду.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Очевидно, что разница есть.

    Далее переводим пейзаж Натальи в ч/б и видим много попаданий одного и того же тёмного тона в тенях по всей работе на разных планах.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Если исправить этот момент в работе сразу появится пространство, и она станет выглядеть интересней.

    Жарки — сибирские розы сурового края

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Красивая работа, удачная композиция, но проблемы те же что и в прошлой работе. Плюс бутоны роз выглядят весьма плоско и декоративно. В этой картине видна интересная манера работы с цветом и краской в целом. Если её не оценивать с точки зрения реализма, а признать её декоративной, то работа хорошая.

    Натюрморт с пионами

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Для определённого уровня работа хорошая, но на мой взгляд упрощена. Если это стилизация, то вопросов нет. Если её немного доработать, то вполне легко подтянуть реалистичность.

    Для этого мы сделаем более раскрытый эллипс (дно кувшина). И добавим объём бутонам.

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Сложность написания подобных цветов состоит в том, что в них много лепестков и мы можем легко потерять цельность. Поэтому представим каждый бутон пиона в виде шара у которого есть светлая точка и тень. Далее пишем цветок, держа в голове понимание, что он имеет форму шара и относительно этого подбираем оттенки.

    Для начала конечно было бы хорошо написать красками белый гипсовый шар и разобраться как на нём распределяется свет.

    Птичий двор

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Эту работу вижу менее удачной чем остальные по ряду причин.

    Композиция

    Насыщенная жизнью и цветом нижняя часть картины сильно прижата к низу холста.

    Анатомия птиц

    Нарушены пропорции и строение у птичек. Зелёное существо слева я вообще долго не мог определить к какому виду птиц отнести, но позже признал в нём разбитый кувшин. Хотя сомнения остались.

    Тон

     
    Разбор творчества художницы самоучки заставил меня попотеть
     

    Тонально очень много одинаковых попаданий, отчего работа выглядит скучной и декоративной, несмотря на интересный сюжет.

    Спасибо Наталье Весниной за предоставленные работы и возможность их разобрать. Было интересно, пришлось самому хорошенько поковыряться в деталях. Так что этот разбор окажется полезен многим.

    Дам несколько рекомендаций автору работ:

    • Несмотря на частые ошибки в тональных отношениях у вас довольно точный глаз, поэтому разобравшись в вопросе световоздушной перспективы проблема легко исчезнет.
    • Анатомия, построение, рисунок — это то что нужно каждому художнику, осваивайте небольшими порциями данные знания, практикуйтесь и ваша живопись станет гораздо увереннее.

    На этом всё, если дочитали этот пост до конца, то вы просто супермен, я вами горжусь, всем добра!

    Подробнее
  • Как правильно рисовать сухой пастелью

     

    Как правильно рисовать сухой пастелью пленэр

    Интересно получается – человек, всю жизнь проработавший в сферах далеких от творческих, выйдя на пенсию, задается вопросом «как правильно рисовать сухой пастелью». Зачем люди в возрасте начинают рисовать? Получится ли? И рисовали ли пастелью известные художники?

     

    Как правильно рисовать сухой пастелью

    Пастель бывает сухая, масляная и восковая.

    Сухая – это прессованный цветной пигмент почти без связующего. Наличие количества связующего определяет твердость пастели.

    Масляная пастель – это пигмент, спрессованный с льняным маслом.

    Восковая пастель – пигмент и воск высокого качества.

    Выпускается пастель в виде небольших брусков (мелков) круглого или прямоугольного сечений и в виде карандашей.

    Такой состав и определяет особенности и способы рисования пастелью.

    Как правильно рисовать сухой пастелью много пастели
    Как правильно рисовать сухой пастелью

    Сухая пастель наносится на бумагу и растушевывается. Это позволяет создавать иллюзию движения, получать градиентный переход цветов или смягчать их оттенки.

    Растушевывать можно специальными прессованными палочками – растушками или просто пальцами.

    Масляная пастель растушевывается пальцами, так как тепло пальцев несколько расплавляет масло и это позволяет смещать пигмент.

    Восковая пастель похожа на масляную, но растушевывается хуже. Больше похожа на своеобразный цветной карандаш.

    Смешивание цветов пастели происходит прямо на бумаге. Наносятся в одном месте или рядом несколько цветных полос разных цветов и растушевываются для смешивания.

    На какой бумаге рисуют пастелью

    Бумага для пастели имеет значение.

    • Она должна быть плотной, не легко гнуться и мяться. Это нужно, чтобы нанесенный сухой материал не осыпался
    • Второе – поверхность бумаги не должна быть идеально гладкой. Гладкая бумага не обеспечивает необходимого сцепления пигмента с основой.

    Шероховатость же бумаги определяется применяемой техникой нанесения пастели для решения художественных задач.

    Так, если планируется тонкая полупрозрачная работа, то бумагу можно выбрать более гладкую для возможности широкой и качественной растушевки.

    Если же планируется активно – яркая работа мазками, то можно выбрать самую мелкую наждачную бумагу.

    Это – две крайности, остальной выбор лежит между ними

    • Цвет бумаги для пастели, тоже, важен. Предпочтение следует отдавать тонированной бумаге. Это облегчает решение задачи создания фона и позволяет получить неожиданные цвета при смешивании цвета бумаги и пастели.

    Что нужно дополнительно для рисования пастелью

    Чтобы рисовать сухой пастелью нужно иметь кроме бумаги и самой пастели кое-что из вспомогательных материалов:

    • планшет для крепления бумаги
    • растушки: прессованные бумажные стержни или ватные палочки, или просто плотно скрученный листочек бумаги
    • ластик для коррекции нарисованного
    • ластик – клячка для сбора лишнего пигмента с работы
    • влажные салфетки или влажная тряпочка для протирания рук после растушевок
    • карандаши для нанесения рисунка. Лучше не брать обычный грифельный карандаш. Он размазывается при растушевке пастели
    • канцелярский нож
    • мольберт для установки планшета, что, в общем-то, необязательно. Маленькие форматы можно рисовать и «на коленке» или на столе.

    Тонкие линии пастелью

    Пастельный мелки обычно не затачивают в целях экономии.

    Как правильно рисовать сухой пастелью пигмент
    Как правильно рисовать сухой пастелью

    При заточке снимается слой пигмента, который, конечно, можно и нужно использовать в дальнейшем. Для создания фонов, например - насыпать в нужном месте и растереть.

    Поэтому линия получится настолько тонкой, насколько позволит ребро мелка.

    Очень тонкие же линии можно провести:

    • заточенными под «ведьмин палец» пастельными карандашами
    • кисточкой, если развести пастельную крошку водой

    «Ужесточить» края рисунка можно:

    • используя влажную кисточку, проводя ею по краю, который надо сделать особенно ровным
    • ластиком, стирая размытость вдоль контура.

    Как хранить рисунки пастелью

    Рисунки пастелью имеют свойство не менять свежести цвета со временем. Важно не дать осыпаться сухому слою пигмента.

    Для этого выпускаются различные фиксаторы в виде спреев. Можно пользоваться лаком для волос.

    Кстати, существуют техники работы с пастелью послойно. При которых следующий слой наносится на закрепленный фиксатором предыдущий.

    Если есть желание закрепить пастель фиксатором, то разбрызгивайте его с расстояния сантиметров 30 – 50. При нанесении лака с более близкого расстояния пигмент пастели впитывает в себя много жидкости и теряет, от этого, свою яркость, причем существенно – работу можно испортить.

    Лучше всего хранить работу, как закрепленную, так и нет, в рамке под стеклом и непременно с паспарту, чтобы и стекло не касалось бумаги.

    Если работ много, то можно хранить их в папках или альбомах, переложив калькой или в файлах.

    Когда люди рисуют сухой пастелью

    Как правильно рисовать сухой пастелью шоколадница Леотара
    Ж.Деотар Прекрасная шоколадница

    Материалов для рисования много. Можно рисовать, даже, сухой кистьюОткрывается в новом окне.

    Но свойства пастели делают ее очень привлекательным материалом для рисования. Особенно для начинающих. А какой эффектный результат можно получить…

    Вспомните только работы:

    • «Прекрасная шоколадница» Ж.Э.Лиотара
    • «Танцовщицы» Э.Дега. Кстати, Дега перешел на работу пастелью после того, как ослабло его зрение и отличать нюансы цвета на картинах маслом стало труднее
    Как правильно рисовать сухой пастелью танцовщицы Дега
    Как правильно рисовать сухой пастелью. Танцовщицы Э.Дега
    • Портреты, сделанные З.Серебряковой

    Как правильно рисовать сухой пастелью портреты Серебряковой

    Как правильно рисовать сухой пастелью. Портеты З.Серебряковой

    • удивительны пастели Т.Н. Яблонской, которая рисовала их прикованная инсультом к креслу у окна, левой рукой

    Как правильно рисовать сухой пастелью пастели Яблонской

    Как правильно рисовать сухой пастелью. Пастели Т.Яблонской

    Подробнее
  • Техника рисования пастелью для начинающих

     
     

    Вы слышали о волшебной технике рисования пастелью? Для начинающих и опытных художников - это настоящее удовольствие. Не нужно тратить годы на обучение. Всего за несколько уроков можно освоить поэтапно рисование масляной пастелью для начинающих. Простейшие приемы помогут создавать пейзажи, натюрморты и портреты. Предлагаем несколько секретов, которые значительно ускорят обучение начинающих рисованию пастелью. Ведь это не только просто, но и необычайно интересно.

    Нюансы рисования пастелью для начинающих (сухой, масляной, восковой)

    Часто начинающий художник долго не может определить, какую основу использовать для работы, масло или акварель? Есть еще одна категория художественных материалов, относящуюся к "мягким". Это простая и приятная в работе пастель. Представлена она в виде обыкновенных мелков. Во время работы происходит очень тесный контакт рук с бумагой.

    Рисование сухой пастелью для начинающих поэтапно мы рассмотрим чуть позже. Но вы должны понимать, что нужного оттенка и фактуры можно добиться путем штрихов и растушевки. Это позволяет художнику почувствовать свою работу. В технике рисования пастелью есть волшебное свойство превращения простоты и примитивности в достойный рисунок.

    Мягкие пастельные палочки нуждаются в шероховатом ворсистом основании. Оно удерживает порошок краски. Ранее художники использовали даже замшу для рисования. Сегодня выпускается специальная бумага в виде шероховатого картона или наклеенного на картон холста. Пастелью можно не только рисовать, но и писать. Некоторые художники основание готовят самостоятельно. Передача формы производится линиями, штрихами, контурами. Позже производится подкраска различными тонами.

    Пастель - это спрессованная краска с мелом. Она имеет большую цветовую плотность и дает возможность делать бархатистые штрихи, мягкие и рыхлые края. Работа с пастелью - это что-то среднее между живописью и рисунком.

    Чем же привлекательны пастельные палочки? Они делают живопись благородной, чистой и свежей. Художники создают с их помощью мир, завораживающий непосредственностью творчества. Часто растушевку производят кончиками пальцев. Это еще больше сближает художника с его картиной.

    Для пастельных картин необходимо хорошее освещение. Оно служит отличной базой для проявления всех оттенков, игры многослойности. Лучше всего их рассматривать при дневном освещении, падающем по касательной.

    Из истории материала

    Еще в 15-м веке люди использовали пастель. Теоретические труды Леонардо да Винчи содержат упоминания об этом материале. Слово "пастель" сначала распространилось во Франции. У него латинские корни, со значением "паста".

    Темный пигмент перетирается с мелом и получается более светлый оттенок. Вы, наверное, слышали слово "пастельный". Гамма этих тонов может варьироваться от полупрозрачных до предельно насыщенных. Пастельным оттенком называется тот, который получен путем разбавления какого-то тона белым цветом. Он хорошо сочетается с родственными соседними тонами в цветовой палитре. Пастель довольно естественна и нейтральна.

    Многие художники эпохи Возрождения использовали именно этот материал. В искусстве нового времени пастелью предпочитали такие мастера, как Джон Рассел, Морис де Ла Тур, Энгр, Жан Этьен Лиотар. Классический портретный жанр не обошелся без использования пастели. Ее применяли в чистом виде, а также комбинировали с гуашью. Знаменитый Джеймс Уистлер применял эту технику в атмосферных пейзажах. Многие художники 19 - 20-го веков применяли пастель. Она была популярна у художников-импрессионистов из группы "Наби". С пастелью работал Альфред Сислей, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Эдгар Дега, Эдуард Мане.

    В одном из переулков Парижа до сих пор работает магазинчик La Maison du Pastel, где продаются мелки, которыми в свое время пользовался Дега. Ими он писал свою знаменитую серию с балеринами. Использовал их в своих работах и Сислей.

    Технология производства принадлежит Анри Рошу. Его дело продолжили наследники. Пастель до сих пор изготавливается вручную, даже старинные инструменты сохранились. Полная цветовая гамма включает 567 цветов. Один такой мелок стоит 12 - 17 евро.

    Четыре вида пастели для рисования

    Современные специалисты разработали четыре вида мелков:

    1. Сухие. Их чаще всего используют новички, они легко растушевываются, стираются ластиком, перекрываются другим тоном.
    2. Масляные. Для рисования нужны определенные навыки. Они сложно выводятся, штрихи не подлежат исправлению.
    3. Восковые. Они не растушевываются. Ложатся очень красиво, в виде глянцевого слоя. Эти мелки хороши в работе, годятся для рисования на вощеной бумаге.
    4. Акварельные.

    В одном рисунке используется только один вид пастели. Рисование пастелью для начинающих подразумевает применение сухих мелков.

    Бережное обращение с работами из пастели

    Нежная и хрупкая пастель нуждается в бережном обращении. Оберегать нужно не только работы, но и сами мелки. Быстрые наброски и этюды лучше делать сухими мелками. Также они дают возможность довести работу до фотографического вида. Часто пастель используется для рисования с натуры. Ее применяют любители экспрессии, сторонники кропотливого вырисовывания деталей.

    Пастелью удобно рисовать на природе. Многие берут ее на прогулку в парк или в путешествие. Она годится для передачи игры света, передачи фактуры облаков и ритма волн. Этот материал позволяет делать все просто и быстро.

    Единственным недостатком пастельных карандашей является соблюдение определенных условий их хранения:

    1. Обязательно пользуйтесь фиксатором в конце работы, чтобы рисунок не осыпался.
    2. Картины с пастелью помещайте под пластик или стекло, берегите от попадания прямых солнечных лучей.
    3. Заведите папку для хранения картин. Каждый рисунок в ней перекладывайте листами кальки. Можете приобрести специальный альбом для пастели.

    Работать с пастелью художнику нужно очень аккуратно, иначе исчезнут все ее достоинства. Эти мелки требуют точности, особого чутья цвета. Лучшая пастельная работа - это много красочных слоев, чистых, но слегка просвечивающих. Она притягивает своей бархатистостью и глубиной.

    Приобретите планшет или мольберт

    Для работы с пастельными палочками нужно вертикальное расположение бумаги или под небольшим наклоном. Так легче оценивается общая картина и легче переносятся линии натюрмортов или портретов на бумагу. Для удобства приобретите мольберт или планшет. Эти приспособления можно опирать о спинку стула или стол.

    Правильное использование мелков

    Качественные пастельные палочки - не дешевый материал. Рациональное использование одного набора позволит пользоваться ими долго. Если вы начинающий художник, для начала приобретите 10 - 15 основных оттенков. Выбирая мелки в магазине, попросите испробовать их. Качественные палочки создают бархатистый слой, без крошек. Пастель должна хорошо растушевываться.

    Специальная рифленая бумага

    Кроме пастельных карандашей, купите тонированную рифленую бумагу. На ней максимально проявляются все возможности прессованных палочек. В продаже есть готовые альбомы для таких карандашей с листами разных оттенков. Чаще всего предлагают серые, светло-коричневые, терракотовые листы. Они перекладываются специальной калькой. Иногда цвет бумаги может совпадать с одним из изображаемых оттенков объекта.

    Растушевка работ

    Растягивать рисунок можно при помощи плоских кисточек или кусочков губки. Начальный этап работы предполагает растушевку кончиками пальцев. Так вы лучше почувствуете материал. Растушевкой вы сможете добиться мягких и перистых эффектов.

    В продаже предлагаются бумажные растушевки. Они бывают разных размеров и сделаны из мягкой намотанной бумаги. Также вы можете пользоваться микропористыми губками-аппликаторами. Они бывают разных форм. Для растушевки также подходят мягкие кисточки из натуральных волос пони. Некоторые пользуются ватными палочками, дисками, спонжиками для макияжа. Также важно приобрести ластик для пастели.

    Вскрытие лаком

    Пастельные картины требуют обязательного вскрытия специальным лаком. Делайте это с помощью пульверизатора. Вполне возможен вариант закрепления лаком для волос. Распыляйте средство на расстоянии 30 см от рисунка. В художественных магазинах продаются специальные баллончики для закрепления.

    Поэтапная работа для начинающих

    Иногда пастельные работы относят к графике, но они могут быть и живописью. Перед тем, как вы выполнять рисунок пастелью, научитесь определять оттенки. Здесь очень важно плавно переходить от одного тона к другому, а также видеть тени.

    Начинающему художнику лучше взять сухую пастель. Работу начинайте с предварительного рисунка. Делайте это светлым мелком, совсем чуть-чуть темнее бумаги. Его потом можно легко смести тряпочкой. Известный художник Левитан использовал для этого уголек. Только не используйте графитные карандаши, они не подходят.

    После предварительного рисунка приступайте к нанесению пастелью основного тона. Это удобнее делать небольшим кусочком мелка, отломив его от основного карандаша. Затем начинайте прорабатывать объем предметов. Делайте это штрихами, точками, линиями, мазками. После этого проведите растушевку.

    В конце используйте специальный лак-спрей для закрепления рисунка.

    Книга Маргарет Эванс "Техника рисования пастелью для начинающих"

    Поэтапно разобраться в секретах использования пастельных карандашей полезно не только новичкам, но и опытным художникам. Работа Маргарет Эванс поможет многим освоить этот вид материала. Ведь кто-то считает пастель легкомысленными, разноцветными мелками.

    Маргарет Эванс является не только художницей, но и преподавателем живописи в Дании. В своей книге она раскрывает все тонкости работы с пастельными палочками. Работа с этим материалом непростая, зато очень увлекательная. Автор подробно характеризует все виды пастели, объясняет для чего они нужны, как ими пользоваться. Из книги можно узнать, как правильно накладывать цветовые слои. В помощь начинающим художникам даны различные пояснения, пошаговые инструкции с фото для работы. Маргарет предлагает несколько мастер-классов по изображению пейзажей. На них нарисованы различные уголки земного шара. Книга состоит из следующих разделов:

    • Выбор цвета.
    • Тонкости композиции и перспективы.
    • Рисунки с натуры.
    • Беглые зарисовки и использование фото.
    • Изображение растений в горшках.
    • Рисуем сад.
    • Изображение букетов.

    Опора в книге Эванс делается на прорисовку пастелью различных цветов и букетов.

    Особенности работы с масляными пастельными карандашами

    Масляные мелки отличаются от сухих. Они чем-то напоминают восковые палочки, ведь в их состав входит льняное масло. Начинающим художникам советуют использовать сухую пастель. Но если вы приобрели масляную, то полезно узнать некоторые моменты ее поэтапного использования.

    Масляная пастель имеет более яркий окрас, поэтому многим хочется купить именно ее. Для рисования масляными мелками подойдет не только специальная бумага, но и наждачная, дерево, металл, стекло, оргалит, холщовая ткань.

    Можно выделить четыре основных этапа в работе с масляной пастелью:

    1. Сначала делается подмалевка, выделяется свободная зона и зона локальных тонов.
    2. Для создания глубины и яркости наносятся многоуровневые слои.
    3. Медленно добавляются итоговые мазки.
    4. Очищаются края фона, изображаемых предметов, заднего плана.

    Масляная пастель не осыпается, а со временем затвердевает.

    Подробнее
  • 6 главных шагов в освоении сухой пастели

    Пастель — это захватывающий художественный материал, и при должном творческом усердии он приносит умопомрачительный результат. Но некоторые художники бояться его осваивать, или пробуют, но не понимают, как добиться нужного результата. Вот 6 советов, которые помогут вам «подружиться» с пастелью и поднять уровень работ.

    1. Храните мелки раздельно и не допускайте их перемешивания.

    Чтобы быстро распознать мелки необходимого оттенка, держите их в чистоте и коробках с отделениями крышками по порядку изменения цвета и теплоты тона. Для вашей картины лучше выбирать среднюю по теплоте гамму, чтобы была возможность варьировать тень и рефлекс в более широком диапазоне.

    2. Изучите различные типы бумаги и поверхности, чтобы выбрать вашу

     

    Пастель очень чутко реагирует на смену текстуры листа, в этом её прелесть — нарисовать одно и тоже на разных поверхностях не получится. Также помогайте себе карандашом или углём, изменяя цветность и текстуру композиции для достижения лучшего результата.

    3. Всегда можно перейти на графику

    Пастель поощряет эксперименты и индивидуальность. Изменяя цвет фона, вы можете писать по бумаге не как художник, а как график, создавая рисунок. Или нанесите пятна с помощью мелков, а затем обозначьте их контуры карандашом, создавая образы из вашей головы.

    4. Ищите свой масштаб

    Новичок в пастели имеет преимущество перед опытным художником — он ещё не имеет предпочтений, не заключён в рамки привычек по размеру работ, и поэтому может попробовать рисовать как большие, так и малые произведения. Изучая масштаб можно найти свой идеальный размер листа, на котором поместится всё, что вы задумали.

    5. Смешивайте аккуратно

     

    Особенное внимание стоит уделить смешению двух цветов на границе областей или внутри перехода от оттенка к оттенку. Сразу наметьте себе светлые и тёмные области на работе, чтобы не зайти за границы — сделать это пастельным мелком очень легко. Используйте различия в тоне для создания пространства. Избегайте растушёвки пальцами по возможности — это может сделать картину «усталой» по атмосфере.

    6. Смотрите, как взаимодействуют цвета

     

    Пастель сама подсказывает вам, как действовать дальше. Наблюдайте, как смешиваются цвета в работе и исходя из этого меняйте следующий штрих. Никакие две области не накладываются абсолютно одинаково друг на друга, в этом и есть прелесть пастели как самой живой техники. Вы всегда должны быть начеку и продолжать работу с учётом новых условий.

    Подробнее
  • Масляная пастель. Как ею рисовать

    Здравствуйте, эта статья предназначена для тех кто начинает рисовать масляной пастелью. Я бы посоветовала начинать учится рисовать именно с нее. Потому что при смешивании цветов ее консистенция позволит вам легко начать "лепить" форму. Именно "лепить", это даст вам понимание как прорисовывать мазки чтобы образовалась форма и объем.

    Далее я отвечу на несколько вопросов, которые могут возникнуть у начинающих рисовать масляной пастелью, и дам несколько советов из собственного опыта.

    Сразу покажу чем работаю я.

     
    Мой набор для работы с масляной пастелью.
     
    Мой набор для работы с масляной пастелью.

    Какой пастелью начинать рисовать?

    Я начала рисовать пастелью фирмы "Сонет" 24 цвета. Работы которые опубликованы у меня в статьях сделаны ею. Меня она полностью устраивает. Не пробовала другие фирмы но для новичков она точно подойдет.

    На какой бумаге рисовать?

    Я пробовала на двух видах бумаг это на акварельной и на крафт-бумаге "PALAZZO" 200 g/m. Остановилась на втором варианте. Мне понравилась эта бумага , у нее гладкая поверхность и она плотная , смешивать цвета масляной пастелью очень удобно.

    Вот рисунок на гладкой бумаге. Пастель хорошо смешивается образуя гладкую, блестящую поверхность.

     
    Масляная пастель на гладкой плотной бумаге "PALAZZO"
     
    Масляная пастель на гладкой плотной бумаге "PALAZZO"

    А вот пример как выглядит масляная пастель на акварельной бумаге с текстурой "Яичная скорлупа". Тут уже гладкости и блеска такого нет. Однако есть текстура, которая тоже придает рисунку интересный вид.

     
    Масляная пастель на акварельной бумаге.
     
    Масляная пастель на акварельной бумаге.

    Поэтому выбор бумаги и фактуры зависит от ваших вкусов. Я единственное чтобы вам посоветовала это выбирать плотную бумагу.

    Как смешивать цвета?

    В масляной пастели чтобы цвета смешать, надо наносить цвет на цвет, растирая его по нужной площади самой пастелью . Вопрос каким цветом растирать?

    Способ: 1. Вы можете нанести 2 цвета и растереть белой или серой пастелью , в этом случае рисунок будет светлее и вам придется усиливать добавляя цвета поверх слоя, до получения нужного результата.

    Способ: 2. Наносим цвета и растираем разбавителем или маслом.

    Способ: 3. При смешивании цветов наносим цвет сначала темный а поверх растираем светлым. Далее добавляем цвета по чуть сверху , чтобы получить нужный оттенок.

    Я всегда использую третий вариант. По мне он самый удобный и цвета получаются чище. Разбавители я не использую , так как на гладкой бумаге пастель очень хорошо смешивается.

    Ниже я сделала палитру цветов и справа два градиента. Первый - это смешивание цветов без разбавителя. Второй - с разбавителем, чтобы вам было нагляднее видно как это будет выглядеть.

     
    Палитра масляной пастели 24 цвета "Сонет".
     
    Палитра масляной пастели 24 цвета "Сонет".

    Если ваша пастель при смешивании цветов загрязнилась а нужен чистый цвет, используйте влажные салфетки. Периодически в работе протирайте цвета чтобы они были чистыми.

    Подробнее

Последние статьи

Популярные