Какие существуют техники рисования гуашью?

Гуашь – популярный материал у профессиональных художников и новичков. Работать с ней удобно, ассортимент средств велик, как и цветовая палитра. Рисунки гуашью очень красивые, «сочные», могут выполняться в разных техниках. Чтобы нарисовать изображение такой краской, надо ознакомиться с ее особенностями и секретами.

 

Хочется рисовать настоящие картины гуашью? Следует начать с приобретения нужных материалов. Для начинающих понадобятся бумага, коробка с красками, кисти, палитра для смешивания тонов, посуда для воды, простой карандаш.

Советы начинающим художникам

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

В минимальном наборе присутствует 12 основных красок, при их соединении получают самые разнообразные цвета и оттенки. Более опытные мастера имеют и иные инструменты, приспособления – например, мастихин – прибор для смешивания и удаления остатков гуаши, нанесения густой краски на холст.

В начале работы рекомендуется рисование гуашью самых легких изображений – гор, деревьев, пейзажей. Переходить к натюрмортам или портретам стоит только при наличии определенных навыков, после посещения уроков живописи, ИЗО. Эскизы следует тщательно прорисовывать карандашом, это поможет избежать ошибок на бумаге.

Гуашь – основные сведения

Гуашь – это разновидность водяных красок, она состоит из растертых пигментов, белил и водно-клеевых связующих веществ. К последним относятся крахмал, гуммиарабик, декстрин. Также в составе некоторых типов краски содержатся фруктовая камедь, глицерин, мед, масло, акрил.

Основное отличие ее от акварели – в непрозрачности. Гуашь была создана на основе акварели путем введения в нее титановой белой краски для увеличения плотности, частичного высветления тонов, их приглушенности. Для детского творчества используется краска, дополнительно содержащая ПВА.

Работа с гуашью довольно проста, рисунки наносятся на разные виды материалов (бумага, стекло, ткань, камни и т.д.). С помощью такой краски можно претворять в жизнь и нетрадиционные идеи: гуашью рисуют на коже лица, тела, на руках, ногтях. Колеры реализуются в баночках по 10-30 мл, но есть и профессиональные упаковки по 500-1000 мл.

 

Достоинства гуаши очевидны:

  • отличная кроющая способность, возможность закрывать темные пятна светлыми красками;
  • умеренная стоимость, экономичность расхода;
  • быстрое высыхание;
  • хорошая растворимость в воде;
  • легкость исправления ошибок;
  • возможность разбавить засохшую краску водой.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Все указанные свойства позволяют проводить уроки творчества с детьми с применением гуаши. Она поможет научиться рисовать красиво и правильно, при этом техника может быть абсолютно разной. Готовый рисунок не пачкается, покрывать лаком его не надо, разве что, при выполнении на стекле, ткани или керамике.

Виды гуаши

Не все гуаши обладают универсальными свойствами. В зависимости от вида, качество может различаться. Есть даже сухие порошки, которые нужно разводить до необходимой консистенции водой, хотя в продаже они встречаются редко.

Художественная

Данный тип краски еще называют профессиональной. Она максимально ориентирована на создание больших, красивых картин, отличается матовой бархатистостью, высокой кроющей способностью.

 

Мазок материала в один слой будет ярким, насыщенным, легко перекроет акварель. Обычно художественная гуашь реализуется по 36 флаконов в одном наборе (ее можно найти по коду ОКПД 2 среди канцтоваров). Для создания некоторых марок художественной краски используют дорогостоящий гуммиарабик.

Плакатная

Такой краской рисуют плакаты, театральные декорации, поэтому она включает яркие пигменты и клей для стойкости и быстрой сушки. Кроме того, вместо белил тут присутствует каолин, что делает рисунки неподверженными скорому выгоранию. Работать гуашью можно на фанере, картоне, холсте. Чаще всего плакатная гуашь реализуется в наборах по 24 баночки.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Флуоресцентная

Кроме классических вариантов расцветок, в продаже можно встретить оригинальные флуоресцентные краски. Они представляют собой суспензии флуоресцирующих пигментов – раствор красителей, люминофоров на органических смолах. В гуашь добавляют клей ПВА, антисептик и пластификаторы.

Благодаря введенным пигментам, краски смотрятся ярко, обладают свойством светиться под влиянием ультрафиолета. Кроющая способность у таких гуашей ниже, поэтому их наносят только на основания белого цвета тонкими мазками. Есть даже неоновые краски – они сами по себе светятся в темноте.

Акриловая

Гуашь на основе акрила встречается нечасто, но ее свойства отличаются от таковых у обычной краски. Благодаря акрилатам, средство идеально схватывается с любыми поверхностями, рисунок получается более ярким и максимально стойким к механическим повреждениям.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Выбор кисти для рисования

Для работы с гуашью не подходят слишком мягкие кисточки. Лучше всего приобретать кисти из шерсти белки – они умеренно мягкие, имеют острый кончик, позволяют наносить тонкие мазки с четкими контурами. Но для больших рисунков такие изделия могут показаться недостаточно упругими, и работа замедлится. Также к минусам беличьих кисточек можно отнести слишком быструю истираемость.

Колонковые кисти более износоустойчивы и упруги, зато цена их на порядок выше, чем стоимость беличьих. Для растушевки, создания фона, заливки можно применять кисти из шерсти козы, синтетические изделия (нейлоновые). Текстурная поверхность на холсте, бумаге хорошо получается при использовании кисточки из свиной щетины. Если гуашь развести водой до более жидкой консистенции, неплохо подойдет кисть из шерсти барсука.

Для создания особых эффектов профессионалы иногда используют резиновые, силиконовые кисти, но для обучения детей и новичков они не подходят. Для рисования натюрморта также можно использовать поролоновые губки, валики, обычные бумажные салфетки. Некоторые техники предполагают работу ниткой вместо кисти.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Какую форму кисти выбрать для гуаши? Вот основные рекомендации:

  • плоские – применяются для заливки фона, нанесения широких мазков, выполнения крупных деталей;
  • круглые и овальные – универсальные, меняют толщину в зависимости от силы нажима;
  • контурные – используются для прорисовки отдельных деталей;
  • веерные – ими заливают фон, применяют в технике лессировки.

Поверхности для основы рисунка

Гуашью можно создавать настоящие шедевры практически на любом полотне и материале, главное, чтобы он был плотным.

Бумага

Самые легкие рисунки новичкам рекомендуется делать на бумажной основе. Следует выбирать ватман формата А3 или бумагу формата А4, но с увеличенной плотностью. Ватман гладкий, краска ложится на него идеально, при этом основа не размокает. Если же бумага будет тонкой, от попадания гуаши она сразу начнет коробиться.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Неплохим вариантом для создания рисунка является картон. Он должен быть белым, однородным по текстуре. В некоторых случаях (в зависимости от специфики рисунка) допускается применение цветного или тонированного картона. Гофрокартон и гуашь, напротив, несовместимы – основа со временем деформируется.

Фанера

Работать гуашью по фанере – одно удовольствие. Этот материал никогда не размокнет, если имеет высокое качество и гладкое покрытие. На фанере не должно быть пятен, которые могут проступить даже из-под слоя краски.

Стекло

Для работы со стеклом тоже может использоваться гуашь. Обычно ею расписывают бокалы, тарелки, витражи, поделки. Рекомендуется вначале выполнить набросок карандашом на обычном листе бумаги, затем при помощи копирки перенести на стекло. После можно наносить краску.

К сожалению, водная основа гуаши не позволяет сохранить рисунки на стекле на долгий срок. Но это может стать большим плюсом, ведь можно изображать каждый раз новые картинки – например, делать рисунки на Новый год на оконном стекле.

Ребенку понравится осуществлять свои задумки, легко корректируя детали при помощи влажной салфетки. Хорошо ложится гуашь на стеклянные бутылки – не течет, быстро сохнет. Сверху готовое изделие можно покрыть лаком.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Ткань

Модные принты на футболках, юбках и брюках сейчас на пике популярности. Также по ткани рисуют мастерицы, делающие шторы, изделия для детей. Конечно, обычный рисунок гуашью на ткани длительно не продержится, разве что, при бережном обращении.

Попадание воды, стирка смоют краску окончательно. Поэтому для закрепления принта в краску вводят лак или клей либо покрывают готовый рисунок особым лаком для материи. Если же предполагается стирать такую вещь, лучше применять не гуашь, а специальные акриловые колеры.

Техники рисования гуашью

Существует огромное количество методик, по которым можно научиться рисовать, – пошаговые рекомендации, видео, мастер-классы есть в интернете. Разработана даже уникальная методика «правополушарное рисование» — для создания рисунка не нужно задействовать логику. Вся работа длится несколько минут, в итоге получается оригинальная картина.

Далее описаны самые популярные методики рисования с применением гуаши.

Лессировка

Под лессировкой понимают поэтапное нанесение прозрачных, полупрозрачных слоев гуаши после полного высыхания предыдущего слоя. Это позволит получить сложные тона путем оптического смешивания колеров. Нанесение краски до сушки первого слоя приводит к порче рисунка, получению «грязного» цвета. Эффект прозрачности достигается разведением краски водой. Количество слоев – не больше 5.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Пастозная техника

В этом случае на рабочую поверхность наносятся густые мазки без разбавления гуаши. Фактура, конкретные тона будут зависеть от направления мазков. Для идеального результата в гуашь добавляют ПВА – он не даст слою краски растрескаться, хотя толстые мазки все равно наносить не нужно.

В данной технике вначале на основу наносят светлые мазки, затем, после их высыхания, работают с темной краской – черной, синей и т.д. После окончательной сушки рисунка берут специальную иглу, острую палочку или нож и царапают верхний слой, обнажая нижний. Техника сродни гравюре, но выполняется в первые несколько минут (гуашь сохнет быстро). В итоге создаются оригинальные фактуры, особенно на переднем плане рисунка.

Смешанная техника

В таком варианте используют разные техники, например, фон выполняют растушевкой, рисунок на нем – акриловыми красками. Также гуашь используют на одной картине вместе с акварелью, маслом, пастелью, темперой.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Секреты работы с гуашью

Есть ряд советов, которые художники всегда соблюдают при работе с краской. Вот основные из них:

  • рисовать от темного к светлому – вначале прорисовывать темные тона, потом ставить блики, светлые пятна;
  • соединять оттенки, не забывая про световой круг (цвета, находящиеся рядом, дают тона без грязи, серой примеси);
  • для прорисовки контура брать тон из противоположного сектора;
  • тени рисовать синим, зеленым, фиолетовым, но не черным;
  • исправлять помарки после полного высыхания гуаши;
  • при сушке гуашь посветлеет, потому нужно брать более яркие цвета;
  • вместо палитры для смешивания красок можно применять картон, дощечку;
  • облака на небе рисуют обычными белилами, траву – зеленой краской, а деревья – более светлым, чем трава, зеленым тоном.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Продвигаться в мастерстве надо поэтапно, от простого к сложному, тогда рисунки будут выходить все удачнее.

Мастер-класс: написание картины гуашью

Несложный пример, как пошагово сделать настоящую картину (зимнее дерево):

  1. Начинать следует с фона – снега, неба. В зоне, где будет дерево, надо сделать небо более ярким.
  2. После сушки фона карандашом нарисовать дерево с веточками. Затем провести контуры краской, хорошо прорисовав ствол, коричневые ветки, на кончиках сделать их белыми от снега. На основных ветках следует рисовать больше малых ответвлений.
  3. Сделать детализацию. Для этого высветлить маленькие веточки, а ствол «усилить» темно-коричневой, черной гуашью. Добавить веткам серых теней.
  4. Для выполнения более яркой картины можно ввести в фон розовый, голубой цвет – как оттенки неба.

Для украшения рисунка также можно нарисовать животных, птиц, гирлянду – все, что подскажет фантазия. Гуашь быстро станет любимым материалом для творчества, ведь работать с ней легко и увлекательно!

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные изобразительные техники— это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Рекомендации педагогам

  • используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
  • в планировании НОД по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

Монотипия

Монотипия — это пристальный взгляд, направленный в глубины своих мыслей, это встреча сознания с подсознанием. За монотипией развивается шлейф радости эксперимента, удачи и надежды. На крыле у Фортуны примостилась эта графическая техника с живописным мышлением

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа (произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы)) и живописи.

Монотипия: Два слова: «моно» и «типия» («моно» — один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ) — вид печатной графики.

Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание, наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!

Монотипия в психологии

Яркий пример монотипий – пятна Роршаха.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционныеДиатипия

Диатипия (от греческого dia — сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

Кляксография

Очень многие считают, что кляксография — это крайне ерундовое занятие. И очень зря! Кляксография формирует умение передавать силуэты, помогает научиться более профессионально работать с кистью и красками. Сложно найти лучшее занятие для развития фантазии и творчества.

Помимо этого, в человеке, занимающемся кляксографией воспитываются такие качества как сопереживание и эстетическое восприятие созданных изображений.

Не всем об этом известно, однако кляксография применяется психологами на занятиях с пациентами. Также при занятии кляксографией развивается глазомер и улучшается координация. Кляксография — замечательный способ провести свободное время как с пользой, так и просто с положительным настроением. Создавать необычные образы понравится любому!

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционныеТехники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются.

Хеппинг

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

У нас есть десять кисточек, которые всегда с нами – это наши пальчики. На каждый пальчик-кисточку своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами.

Установлено, что указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш . Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. Рисование пальцевой живописью способствует развитие контроля за мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия, . способствует приобретению опыта координации зрения и руки.

Различные техники рисования гуашью

Все приемы, о которых пойдет речь в этой главе, прекрасно применимы к гуаши. Лучше всего осваивать каждый из этих приемов на листе ненужной бумаги и только после этого применять в работе над картиной. Поэкспериментируйте с каждым приемом, пробуя менять консистенцию краски и различные кисти и инструменты, – только так вы сможете научиться наиболее эффективно применять его.

Обратите также внимание на то, как ведут себя гуашевые краски при высыхании. Большинство из них становится немного темнее, хотя нанесенная на темную основу краска при высыхании, напротив, становится светлее. Смешайте несколько цветов, нанесите их на белую бумагу и просушите феном для волос. После этого нанесите на слой высохшей краски капельку свежей краски и ощутите разницу.

Влажное по влажному

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Эта техника знакома любому, кто занимался акварелью, и часто применяется, когда вам нужно изобразить облака или покрытый туманной дымкой задний план. Работая способом «влажное по влажному», вы должны развести краску немного сильнее, чем обычно, нанести ее на бумагу и быстро добавить сверху жидко разведенную краску другого цвета. После этого краски начнут расплываться, образуя причудливые фигуры с мягкими, размытыми краями.

Если этого не произошло, значит, вы недостаточно жидко развели краски или слишком запоздали с нанесением второго слоя, и нижний слой краски успел к этому времени засохнуть. Чтобы избежать этого, советую вам предварительно увлажнить бумагу с помощью смоченной в чистой воде кисти. Сам я постоянно поступаю таким способом, особенно в жаркую летнюю погоду, когда краски высыхают буквально на глазах.

Влажное по сухому

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Этот прием хорош тогда, когда вам нужно написать фигуру с четкими очертаниями и не размытым цветом. При этом на картине остаются заметны отдельные мазки кисти. Это один из классических приемов работы гуашью, и с его помощью можно добиваться действительно поразительных результатов. Особенно эффектно выглядят нанесенные рядом или поверх друг друга разноцветные, имеющие четкую форму мазки краски. Поскольку гуашь непрозрачна, можно наносить светлую краску поверх темной, и наоборот.

Маскировка

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

С помощью маскировки можно добиваться удивительных эффектов, особенно на бумаге для акварели. Этот метод состоит в том, что участки композиции, которые должны остаться белыми, предварительно покрывают слоем маскировочной жидкости.

После того как маскировочная жидкость засохнет, она образует тонкую влагонепроницаемую пленку, поверх которой можно без опасения писать гуашевыми красками. Когда краска высохнет, ее стирают пальцем вместе с пленкой маскировочной жидкости, после чего на листе бумаги появляются четкие белые контуры. Этот технический прием должен быть хорошо известен каждому, кто в свое время занимался акварельной живописью.

Осветление

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Этот технический прием основан на специфических свойствах красок, большую часть которых можно осветлить, промокнув нанесенную на основу краску влажной тряпочкой, после чего краска бледнеет. Тем же способом краску можно полностью удалить с картины. Смоченной в краске тряпочкой можно также создавать на листе бумаги фигуры с помощью шаблонов. Например, с помощью бумажного шаблона можно рисовать листву. Вырежьте в листе бумаги негативный силуэт листа, наложите шаблон на основу и осторожно проведите сверху смоченной в краске тряпочкой. Наиболее успешно этот прием работает на бумаге для акварели, желательно плотной.

Губка

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Важную роль на любой картине играет фактура, особенно фактура переднего плана. Пятнистую фактуру я очень часто создаю с помощью натуральной губки, смоченной в одной или нескольких красках. Особенно удачно при этом можно имитировать грубую землю, густую траву или листву. Кроме губки, фактуру можно создавать также полоской гофрированной бумаги или сложенного несколько раз картона, – при этом возникают очень необычные и неожиданные эффекты.

Сграффито

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Техника сграффито широко распространена среди живописцев, работающих масляными красками, но мало знакома художникам-акварелистам. Суть этого приема состоит в процарапывании влажной краски заостренной палочкой или кончиком ножа, чтобы обнажить нижний слой краски. При работе гуашью вы должны исполнить сграффито как можно быстрее – в течение буквально нескольких секунд после нанесения верхнего слоя краски, поскольку гуашь, в отличие от масляных красок, высыхает почти мгновенно. С помощью техники сграффито можно создавать очень красивые необычные фактуры, которые лучше всего смотрятся на переднем плане картины

Выделение

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Эта техника родственна технике сграффито. Здесь также используются заостренные инструменты, с помощью которых с основы снимают влажную краску. Образовавшиеся при этом углубления заливают впоследствии краской другого цвета.

Эту технику я нахожу особенно полезной для изображения прожилок на крупно изображенных листьях, добавления на дерево веточек и сучков и для нанесения ряби на поверхность воды. Помните, что гуашь очень быстро высыхает, поэтому приготовьте все необходимое заранее, до того, как начнете наносить слой основной краски.

Разбрызгивание

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Разбрызгивание – очень простой и приятный способ создания фактуры. С помощью этой техники можно рисовать камешки на дороге, речную гальку, листья и тому подобные вещи. Лучше всего разбрызгивать гуашь с помощью маленькой малярной кисти (желательно новой и предназначенной для работы только с гуашью, но не с олифой или водоэмульсионными красками).

Хорошо загрузите кисть краской, оттяните ее щетинки назад (от картины), а затем резко отпустите их. Щетинки рванутся вперед и с них слетит целое облачко мелких капелек краски. Для того чтобы не забрызгать всю картину, сделайте бумажную маску, вырезанную из газеты или ненужного листа бумаги, и прикройте ту часть картины, которая должна остаться не забрызганной. Уверяю вас, этот технический прием доставит вам массу удовольствия!

Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками.

Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки. В ход идет и песок, и соль, и кофе, и крупа. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, мы учимся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Техники работы с акварелью

Акварельные краски из самых доступных художественных материалов, с ними можно фантазировать и получать удивительные и яркие работы.

Кляксография — это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание.

Техника кляксографии заключается в том, чтобы научиться делать кляксы (черные и разноцветные). Затем можно смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение.

После этого, не принуждая, а показывая, рекомендую перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге.

Нужна неясность, расплывчатость, например предлагаю следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д.

Нужно научиться сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендую намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы, которые будут вам необходимы для работы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: опускается в гуашь пальчики и наносятся точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада

Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду, но и несут большую пользу. Они способствуют развитию у ребенка творческого мышления и воображения. О том, какие бывают нетрадиционные техники рисования в детском саду, будет рассказано в этой статье.

Роль использования нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников

Как говорилось выше, применение нетрадиционного рисования в детском саду идёт детям на пользу. Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, детям ДОУ открываются возможности нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время.

Они экспериментируют с различными методами рисования и пробуют разные способы самовыражения. Занятия развивают наблюдательность, творческие способности, художественный вкус. Образовательный процесс превращается в весёлую игру. Поэтому в детских садах всё чаще используют современные методы творческих занятий.

Диагностика использования нетрадиционных методов рисования в детских садах показывает хорошие результаты.

Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных навыков.

Темы для рисования в детском саду

Тематика рисования на дошкольных занятиях может быть самая разнообразная. Обычно воспитатели основываются на сезонности. Поэтому, например, для осени будет актуально рисование жёлто-красного пейзажа или использование опавших листьев в самом процессе.

Для младшего возраста лучше выбирать хорошо знакомые предметы: животные, цветы, деревья. Эти темы всегда актуальны, и они выполнимы практически любой техникой рисования.

Обратите внимание! В том случае, если не хватает идей для рисования, всегда можно воспользоваться тематической литературой с примерами работ. Или же можно получить консультацию по нетрадиционным методам рисования у более опытных преподавателей.

Виды нетрадиционного рисования в детском саду

Особенно ценно в нетрадиционных методах то, что большая часть из них под силу малышам ранних возрастов, в отличие от привычного рисования кистью или фломастерами и карандашами. Для детей среднего возраста (4-5 лет) доступны более сложные техники, которые выполняются с помощью взрослых. Дети в 6-7 лет могут применять все нетрадиционные способы самостоятельно.

Далее описаны различные способы для занятий нестандартным рисованием, а также рекомендуемые возрасты детей. Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники — рисование подушечками пальцев. Для этого хорошо подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой.

Всё, что требуется от ребёнка, — это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток. Таким образом интересно разукрашивать шаблоны (их можно распечатать или же нарисовать от руки):

  • К голому дереву добавить листьев;
  • На стебель и сердцевину — лепестки;
  • Для божьей коровки сделать пятнышки на спине;
  • Для новогодней ёлки — игрушки;
  • Белые пятна на шляпке мухомора;
  • Пятна у бабочек на крылышках.

Обратите внимание! Любую картинку можно полностью раскрасить при помощи пальцеграфии или добавить недостающие элементы.

Рисование ладонями

Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальцеграфии. Вот несколько вариантов рисования ладонями:

  • Цыплёнок. Следует нанести жёлтую краску на ладонь и оставить отпечаток на бумаге — получилось тело. Затем нанести краску на кулачок и таким образом сделать цыплёнку головку. Осталось добавить клюв, лапки и глаза.
  • Рыбка. Для этого можно нанести на ладонь разные цвета, затем оставить отпечаток на бумаге и добавить к изображению глазки и плавники.
  • Дерево. Для этого следует использовать коричневую или чёрную краску для отпечатка ладони. Затем получившееся дерево украсить листьями с помощью пальцеграфии.
  • Павлин. Эта красивая птица получится из двух или более отпечатков ладошек. Затем следует пририсовать голову, лапы, глаза и украсить хвост.
  • Цветок. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток. Затем к нему пририсовать стебель с листочками.

Обратите внимание! Раскрытая ладонь более всего напоминает птицу. Поэтому с помощью данной техники можно сделать любую птичку на выбор малыша.

Рисование ватными палочками (метод тычка)

Данный способ напоминает пальцеграфию, однако здесь используется альтернативный инструмент для отпечатка — ватная палочка. След от неё получается маленький и более круглый, поэтому этим методом хорошо рисовать пятнышки животным. Другой вариант — полностью раскрашивать изображение тычками, таким образом получив эффект мозаики. При помощи ватных палочек можно нарисовать следующее:

  • Зёрна у мышки или курочки;
  • Ягоды рябины;
  • Снегопад;
  • Дождь;
  • Звёздное небо.

Также можно с помощью нескольких тычков создавать предмет необходимой формы, например, листочки дерева или цветы.

Обратите внимание! Можно рисовать сразу несколькими палочками, для удобства их можно скрепить верёвочкой.

Рисование сыпучими веществами

Для этого способа можно использовать соль, песок или какую-либо крупу. Рисование происходит поэтапно. Сначала следует нанести на бумагу какой-либо рисунок. Затем в определённые места капнуть клей ПВА и посыпать их солью или крупой. После засыхания следует стряхнуть лишнее. Получится необычный объёмный рисунок. Можно поэкспериментировать с этим способом рисования на следующие тематики:

  • Зимний лес;
  • Фейерверки;
  • Вьюга;
  • Узор на крыльях бабочки;
  • Цветы.

Обратите внимание! Интересней и красочней использовать цветную крупу или песок. Для этого можно использовать пищевые красители или купить готовый цветной песок.

Рисование мятой бумагой

Для этого способа удобней использовать гуашь. Понадобится небольшой кусочек бумаги, который необходимо смять. Затем обмакнуть этот комок в краску (при необходимости в гуашь следует добавить воды) и начать прикладывать его к бумаге. Рисунок при этом получается воздушный и лёгкий. Вот несколько идей, что можно нарисовать таким способом:

  • Ветки сирени;
  • Одуванчики;
  • Облака;
  • Заснеженные ели;
  • Цветущий луг.

Обратите внимание! Таким способом можно нетрадиционно раскрашивать изображение. Например, сделать лохматого кота или пушистую сову.

Рисование нитками в детском саду

Рисование нитью для дошкольников может быть немного сложновато, поэтому рекомендуется проводить у старших групп. Это довольно сложная техника и малыши с ней не справятся. Для создания такого рисунка нужно приготовить нитки (желательно выбирать потолще, например, шерстяные).

Далее необходимо отрезать нить длиной примерно 30 см и хорошенько обмакнуть её в краску. Затем следует положить нить на бумагу, например петелькой, и потянуть ее вниз. Для удобства можно использовать два листа бумаги, чтобы как следует прижать нитку с двух сторон. Другой вариант — сложить лист пополам и внутри водить нитью.

Узоры можно создавать разнообразные, например:

  • Абстракцию;
  • Цветы;
  • Улитку (нить для этого следует сложить спиралью);
  • Бабочку.

Обратите внимание! Ниткография — наиболее сложная техника рисования для детей. Зато результат получается очень необычным, а процесс создания интересный и понравится не только детям, но и взрослым.

Монотипия

Это техника создания изображения с помощью отпечатка. Для детского сада подойдёт способ, когда лист бумаги складывается пополам и на одной стороне красками наносится изображение. Затем рисунок прижимают к другой половине листа, таким образом получается симметричное изображение. Что можно изобразить в этой технике, рисуя только половину изображения?

  • Бабочку;
  • Отражение в воде пейзажа;
  • Кораблик с отражением;
  • Вазу с цветами;
  • Солнце;
  • Дерево.

Обратите внимание! Монотипия интересна тем, что результат её может быть непредсказуем. Полученный рисунок всегда выходит уникальным.

Рисование поролоном в детском саду

Процесс выполнения и результат в итоге похож на рисование мятой бумагой. Для данной технике понадобится кусочек поролона или губки для мытья посуды. Поролон не нужно мочить в воде, его следует сразу обмакивать в краску. Идеи для изображения в данной технике:

  • Снеговик;
  • Ёлочки;
  • Крона деревьев;
  • Зима в лесу.

В данной технике можно раскрашивать животных, тогда они выходят как бы пушистыми. Суть данного метода в том, чтобы на начальном этапе капнуть на листок краску, образовав кляксу. Затем следует дополнить её различными деталями, получив какой-либо рисунок. Такой способ отлично развивает воображение детей.

Для получения клякс или брызг краски на бумаге можно использовать коктейльную трубочку. С помощью этой же трубочки можно раздувать кляксу, получая желаемое изображение, например, следующие:

  • Ветки дерева;
  • Причёску человечка;
  • Какого-либо персонажа.

Обратите внимание! Дополнить изображение можно теми же красками либо фломастерами, или даже пластилином.

Рисование восковыми мелками

Восковой мелок можно заменить парафиновой свечой. Суть данной техники состоит в том, что с помощью мелка можно нарисовать какой-либо рисунок, который потом не закрасится акварельными красками и как бы проявится на поверхности. Примеры возможных изображений:

  • Фейерверки в ночном небе;
  • Морское дно;
  • Облачное небо;
  • Витраж.

Набрызг

Создание изображения в данной технике заключается в разбрызгивании краски на бумагу. Для этого можно использовать зубную щётку или жёсткую кисть. Брызги в этом случае получаются мелкие и распределяются хаотично. Поэтому лучше использовать трафареты для получения рисунка нужной формы. Это может быть трафарет:

Обратите внимание! Кроме того, с помощью набрызга можно заполнить фон будущего рисунка. Это может быть трава, звёздное небо, снегопад.

Рисование по сырому

Краска в данном методе наносится на сырую поверхность. В итоге можно получить размытый фон для будущего рисунка. На подготовительном этапе лучше разметить будущий рисунок карандашом на листе бумаги. Сделать это следует до того, как нужно будет мочить его водой.

Не стоит мочить слишком сильно, излишки воды следует убрать губкой. Акварель на мокрой бумаге будет равномерно расходиться от кисточки. Таким образом можно дать разным цветам самим смешаться, тогда переход цвета будет выглядеть равномерно.

Что можно нарисовать по сырому, кроме однотонного фона:

  • Закатное солнце в небе;
  • Облака и тучи;
  • Цветы;
  • Деревья;
  • Морское дно.

Обратите внимание! После высыхания фона можно добавить к рисунку какие-либо детали: птиц, рыб или же контур.

Батик

Это техника рисования на ткани. Для занятия потребуется кусок хлопкового материала белого цвета. Для детского сада подойдёт самый простой вариант росписи — узелковый. Для этого нужно завязать на ткани несколько узелков, затем окунуть их в краску. После высыхания узелки следует развязать — на ткани останутся интересные узоры.

Рисование пробками в детском саду

С помощью пробок из пробкового дерева хорошо получается делать круглые отпечатки на бумаге. Лучше взять несколько пробок, чтобы использовать каждую для своего цвета краски и не перемешивать их. В данной технике можно нарисовать:

  • Ягоды;
  • Гусеницу;
  • Цыплят;
  • Листья;
  • Цветы.

Обратите внимание! Если обрезать пробку, то можно придать отпечаткам другую форму.

Штампинг

Эта техника довольно простая в реализации и подойдёт даже младшим детсадовским группам. Смысл в том, чтобы обмакнуть какой-либо штамп в краску и оставить на бумаге отпечаток. Причём в качестве штампа можно выбрать что угодно, например, следующее:

  • Листья;
  • Овощи;
  • Фрукты;
  • Веточки.

Обратите внимание! Из картофеля очень удобно вырезать штампы разнообразных форм. Также можно сделать штампы из поролоновой губки.

Эбру

Техника эбру представляет собой рисование жидкими красками на воде. Краска и вода имеет разную плотность, поэтому на поверхности воды можно сделать какой-либо узор. Затем к поверхности прикладывается лист бумаги или ткань, и рисунок переходит на новую поверхность. Воду можно сделать более плотной специальным раствором, который продаётся в художественном магазине.

Благодаря этому краска не растворяется в воде, а остаётся на поверхности в виде плёнки. Краску можно капать на воду, а затем какой-либо палочкой составлять узоры.

Такая методика подходит для старших групп сада или младших классов школы. Занятия с эбру можно превратить в сказочную игру. Детям любых возрастов очень нравится данная техника. Не имея специальных навыков, уже на первом занятии можно почувствовать себя мастером эбру.

Как составить конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Целью подобного занятия должно быть ознакомление детей с той или иной техникой нестандартного рисования. Необходимо обратить их внимание на особенности данной техники: как ведёт себя краска, что получается на рисунке. Занятие нетрадиционным рисованием требует тщательной организации. Основная задача — завлечь детей, особенно младшего возраста.

Для этого следует рассказать подходящую занятию сказочную историю или стихотворение. Затем надо придумать, как это может перетечь в рисование, например, нужно будет помочь цыплёнку вылупиться из яйца. Дети в свою очередь должны будут нарисовать его при помощи своей ладошки.

Обратите внимание! В конце занятия можно собрать работы и организовать презентацию, посвященную одной тематике. Такие выставки работ стоит устраивать после каждого занятия нетрадиционным рисованием.

Нетрадиционные методы рисования способствуют творческому развитию ребенка. Если в программе детского садика отсутствуют изобразительные занятия такого характера, то родителям стоит проводить их самостоятельно.

Комментариев нет.

Похожие статьи

Последние статьи

Популярные