Гуашь

  • Рисование гуашью: рисунок гуашью и композиция на практике

    Композиция в изобразительном искусстве на первый взгляд сложная и объемная тема. Но теорией, а на практике все выглядит несколько иначе.
    Итак, этой статье расскажу, как составлять композицию на практике, как распределять элементы композиции на листе, как грамотно ее сбалансировать, а в общем, как красиво и доходчиво выразить свою задумку, идею на листе или на холсте. И…я буду это все делать гуашью! То есть, Вы увидите, как я пишу красками, и прочитаете несколько советов по гуаши и о том, как с ней можно работать.

    Идея для будущей композиции

    Первое, с чего начинается любой творческий процесс – это идея, замысел, задумка. Люди не творят, если у них нет потребности что-то выразить: мысли, желания, привязанности, интересы. То есть, восхищаетесь Вы закатом, например, любите это состояние природы, и хотите это передать на листе бумаги (или на холсте) – это Ваша идея. Все просто – что Вам нравится, то Вы и берете за основу в качестве своего замысла.
    Но с другой стороны, у любой идеи есть содержание, то есть, например, Вы хотите изобразить не всякий закат, а красный, с большим солнцем, с перистыми облаками в розовых тонах. И тут Вы начинаете конкретизировать свою идею, чтобы по максимуму выразить свои предпочтения, свои чувства, которые Вы испытываете, глядя на закат. То есть Вы ищите именно идеальную в вашем представлении форму заката. И это и есть самая суть композиции – поиск той формы и тех средств, которые по максимуму отразить то, что у Вас в голове.
    И это все относится к основному этапу композиции – конкретизация вашей идеи и выбор средств, чтобы ее передать. Тот же пример с закатом: выбираете, чем будете рисовать или писать закат, предположим, красками. Думаете, каких размеров солнце, какие облака, какой цвет у всего этого, сюда же входит выбор формата листа (холста). Может, Вы хотите такой изобразить закат, чтобы зритель как воочию его увидел – огромный холст десятиметрового формата, а может совсем маленький, чтобы как открытку убрать во внутренний карман и хранить этот закат у сердца.

    А дальше собственно композиция – где на листе что будет расположено, каким образом, в какой последовательности, что главное и что второстепенное.

     

    Моя композиция для картины

    Итак, я хочу нарисовать девчонок из группы Комсомольск – моя идея, задумка. Я составляю композицию из видео, в котором они записывают песню «Все исчезло». Немного конкретики – студия, две девчонки, аппаратура, музыкальные инструменты.

    Что мне изобразить на листе? Я хочу сконцентрировать внимание на лицах (я же все-таки больше по портретному жанру), то есть изображу только их лица. Откровенно говоря, я очень долго искала подходящие кадры, именно те, которые отражают эту увлеченность песней, ее содержанием и самим процессом звукозаписи.

    Что еще будет на листе? Думаю, один микрофон, и, возможно, зацеплю гитару, которую держит одна из солисток. Цветовая гамма очень приятная: голубой, пастельный красный, желтый горчичный и черный. Как мне это все на листе расположить? Три объекта фактически – два человека и микрофон.

     

    Напрашивается центрированная композиция: в центре микрофон – это композиционный центр, по бокам симметрично девчонки, очень все просто и лаконично. Я беру черновик и начинаю делать эскиз – веду поиск своей композиции. Делаю расстановку элементов композиции в листе. Все набрасываю большими общими массами, схематично, без всяких деталей.

    То есть я смотрю соотношение масс – прикидываю наиболее гармоничное расстояние между головами, размер микрофона (может его стоит сделать поменьше, или побольше – необязательно делать точно таким, как на натуре, может для композиции лучше его сделать чуть меньше или наоборот больше). Смотрю, на каком уровне будут головы девушек – на одном, или может их сделать на разном уровне. Симметрия в центрированной композиция приветствуется, так что сделаю симметрично на одном уровне. Теперь я прикидываю границы листа. Надо что бы девчонки гармонично в лист вписывались – так, чтобы вокруг них не было слишком пусто, и в то же время не впритык к краям листа.

    Примерно наметила границы, после того, как уточню детали, то еще их, может, сдвину. Когда я более-менее определилась, с расстановкой элементов в листе, то начинаю все более конкретизировать. Я не делаю детальной проработки – это просто черновик, эскиз будущей работы.

    Я опять-таки работаю общими массами, но уже более приближено к натуре, чтобы увидеть - что мне куда немного сдвинуть, где что убрать или добавить. Теперь мне хочется немного убрать снизу площади листа, я сдвигаю нижнюю границу, правлю формат.

    Какими материалами я буду это исполнять? Девчонки очень яркие, поэтому хочется их сделать в цвете. У меня вот тут такой простенький набор гуаши из девяти цветов, в качестве палитры обычная тарелка, и беличья кисточка, пятый номер. И, конечно же тряпочка, чтобы вытирать кисть.

    Но я не хочу все закрашивать красками, как есть. Все таки песня о том, что все исчезло. Вот думаю, как бы на это намекнуть в работе. Самое банальное, что приходит в голову – не делать полную закраску листа. И я опять веду поиск подходящего мне варианта на эскизе. Я делаю очень упрощенный эскиз, без введения цвета, это просто схема карандашом, как я покрою тоном и цветом рисунок. Я обозначаю карандашом, что точно пойдет под покраску, а что останется чистым листом. Так же с фоном, на сколько его будет много, обозначаю карандашом. То есть, по краям я пока предполагаю не покрывать работу цветом, а сосредоточить его в центре.

    Вот такой эскиз у меня есть, и уже детально и проработано я его перенесла на чистовой лист, натянутый на планшет.

    Баланс цвета и гуашь

    Я сделала подмалевок – распределила крупными массами цвет по работе. Баланс в композиции – один из главных элементов. У меня есть три крупные черные массы – слева волосы, в центре микрофон, справа – наушник. У девчонки в желтом я не буду закрашивать наушник полностью, чтобы не было слишком много черного слева, потому что справа черного, итак, мало.

    На подмалевок я накладываю уже более конкретный тон. Я не накладываю краски жидко – кисточка у меня полу отжата о тряпку. У меня в задумке сделать несколько плакатно, не совсем живописно. Поэтому я все покрываю плотно и однородно. Я накладываю цвет и отжатой кисточкой растягиваю его по предыдущему слою.

    У гуаши слои очень сильно смешиваются, поэтому если я не хочу получить водянистых пятен от смешения слоев, я растягиваю последующий слой сухой кисточкой с чуть набранной на нее краской. Гуашь – довольно укрывистая краска, то есть она плотно и однородно ложится на бумагу, но только если Вы не набираете ее жидко и на мокрую кисть. В этом у гуаши большой плюс – ей приятно и просто работать. Но она сильно теряет в цвете при высыхании. Поэтому в процессе работы, где у Вас смешиваются сухие и влажные участки – возникает пятнистость, которая сильно путает – ровно Вы покрыли тоном, или пятнисто? Поэтому всегда помните, если где-то сомневаетесь в тоне, цвете, то подождите немного – при высыхании картина может в корень измениться. Вот когда я прописывала лица, мне казалось, что они у меня пятнистые какие-то и никак не выравниваются. Но когда они высохли – стали ровные и гладкие. Для проработки мелких деталей пятый номер кисти толстоват, плюс белка мягкая, нет упругости, как у колонка. Но зато острый кончик не разлипается при надавливании, и белка хорошо набирает краску.

    Скажу честно, в наборе гуаши в девять цветов невозможно намешать малиновый и бордовый, который как раз нужен мне для губ. Поэтому я взяла набор детской акварели, в которой есть подходящий цвет. Акварель ложится водянисто и прозрачно, но если в нее добавить немного белой гуаши, то ляжет плотно, как гуашь.

    Там, где нужно покрыть большую площадь – можно взять краску и по жиже.

    Микрофон в центре отнял очень много времени – он с множеством мелких деталей, конструкции которых я не понимаю. А это композиционный центр! Надо постараться.

    Вот так у меня все вышло. Вот такая композиция получилась.

    Подробнее
  • Композиция в рисунке, основы композиции в рисунке и живописи

    Композиция в изобразительном искусстве – объемная, сложная и важная тема с одной стороны, но с другой, ее не стоит воспринимать, как нечто крайне необходимое, обязательное к исполнению. Понятие о композиции помогает сформировать чувство прекрасного, гармонии и эстетики. Но не дает гарантии, что у Вас будет идеальная работа, если Вы будете следовать композиционным правилам. Однако, если у Вас будет понятие о композиции, Вы будете подходить к своим работам более грамотно, более гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.
    Итак, композиция происходит от латинского слова compositio - «сочинение; составление; связывание; примирение» и этим все сказано. Я скажу просто, это то, как Вы здорово, или может не очень здорово, организовали изображаемые Вами предметы на листе.
    Про композицию очень много всего написано, причем одно может противоречить другому. Я выделила такие основные положения, которые следует знать, и соответствуют такому базовому, школьному уровню. Я подобрала для Вас примеры не из абстрактных конструктивных картинок, а из произведений нашего культурного наследия.

     

    Композиционный центр

    В удачной композиции всегда есть композиционный центр, в котором расположен главный акцентный предмет. Все остальные предметы расположены вокруг и имеют второстепенное значение по отношению к композиционному центру.
    Композиционный центр - то место в Вашей композиции, куда в первую очередь притягивается внимание зрителя. Это самое важное, самое главное место. Все остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем находится.
    Акцентный предмет может выделяться:
    - Размерами.
    Например, большой кувшин в окружении разных предметов, причем, обратите внимание, какая яркая драпировка на переднем плане, но все ж таки в первую очередь мы обращаем внимание на кувшин, потому что он самый крупный из предметов.

    - Формой.
    Например, в этом пейзаже домик является акцентным предметом, и не по тому, что он практически в центре, а потому что выделяется среди деревьев прямыми и геометрически правильными линиями.

    Помогают нам также сразу обратить внимание на него линии деревьев, сходящиеся в перспективе и линии деревьев на заднем плане, лежащие в уровень с домиком. То есть у нас есть направляющие к нему.


    Да простит меня Сислей, я позволила себе немного пофотошопить его шедевр и убрала этот домик. И что получилось, что стало акцентом, как Вы думаете?

    Человечки! Да, мы сразу обратили большее внимание на фигурки людей.
    - Человеческие лица и фигуры являются самыми притягательными объектами для человеческого взгляда.
    Вот такой же пример с Владимиркой, Левитана. Фигурка человека на пустынной дороге притягивает наше внимание.

    Казалось бы, все линии ведут нас в горизонт! Но человека мы замечаем быстрее, чем то, что у нас на горизонте.

    Помогают нам так же вот эти тропки, на пересечении которых находится человек.

    А вот пример с лицом Гюстава Климпта «Поцелуй».

    Очень декоративная композиция, очень много мелких, ярких деталей, много золота. Казалось бы! Затеряться в этой декоративности очень просто. Но мы сразу бросаем взгляд на лицо девушки, оно для нас притягательнее всего, никакое золото нас так не заставляет зависнуть на работе как ее лицо. Композиционно здесь все держит нас вокруг этого лица, наш взгляд никак не может выбраться из этого окутавшего лицо кокона. И это один из моментов, почему «Поцелуй» обладает такой притягательностью.
    Если в композиции несколько людей, то в центре окажется, то лицо, которое смотрит на нас или больше остальных повернуто к нам.

    - И последнее, чем можно выделить акцентный предмет, это цвет (или тон в графике) и контраст.
    Например, пейзаж со скалой.

    Наш взгляд ни секунды не колеблется по картине – сразу приковывается к темной скале на фоне желтого неба! Очень яркое, контрастное сочетание делает это место центром композиции.
    А вот лошадка.

    Ее сильно освещенная морда на фоне черной двери моментально притягивает взгляд, хотя спина у нее освещена не меньше, но там нет такого контраста.

     

    А вот картина Петр I.

    Здесь много средств, усиливающих впечатление, что Петр не просто центральная фигура, а он огромный, величественный.
    Во-первых, размер – он больше других людей. Во-вторых, сильный контраст его фигуры на фоне неба. В-третьих, все визуальные линии в картине направлены на него.
    Птички - расположены по линии в направлении Петра.

    Облака - в направлении Петра.

    Лодка - направлена к Петру.

    Даже непонятные мазочки в нижнем правом углу тоже в направлении к нему. Со всех углов нас направляют к Петру.

    Плюс низкая линия горизонта еще больше усиливает впечатление о его размерах, о его значении.
    В композиционном центре может быть также несколько предметов. Но они должны смотреться единой, целой группой, а не разрозненно сами по себе в одном месте листа. Тот же самый пример с натюрмортом.


    Голландцы любили изображать в натюрморте очень много всего и посуды, и фруктов и даже дичи. Вот такой довольно скромный пример.
    Однако, композиционных центров может быть несколько. Лучше – не больше трех.
    И все равно, один из них по отношению к другим будет доминантным. Он будет крупнее, ярче, значительнее, выразительнее.
    И опять натюрморт, два белых блестящих объекта в окружении какой-то черноты.

    Один доминирует над другим. Но наш взгляд цепляет как один, так и другой.
    А как Вам такая куча мала!?

    «Утро стрелецкой казни» Сурикова. Честно скажу, в этой картине очень много всего, о чем можно поговорить. Но согласитесь – центр это вот этот стрелец.

    На него в первую очередь падает взгляд. Он контрастный и возвышается над массой. Но он не один здесь такой. Вторая фигура - молодой Петр.

    Мы его замечаем не сразу, но как только мы его видим, он приобретает не меньшее значение, хоть и на заднем плане, хоть и не такой четкий, как стрелец. Он является вторым композиционным центром, потому что автор принял все меры, чтобы его выделить. Он так же возвышается над массой и контрастно выделен на фоне стены, просто в сторонке. Среди множества фигур здесь таких только две. Остальные все сливаются в общей массе.
    Композиционный центр может не иметь предмета вообще. Может быть пустым местом. Например, в пейзаже часто таким местом выступает небо.

    В таких композициях обычно все предметы расположены довольно равномерно, имеют определенную однородность и сливаются в массе по отношению к пустому пятну, в котором расположен композиционный центр.

    Итак: чтобы Ваш рисунок был как минимум интересным, всегда думайте, какой у Вас будет композиционный центр, что будет в нем расположено и каким образом Вы его выделите.

    Как гармонично расположить композиционный центр в листе

    Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.

     

    Правило третей в композиции


    Это самый простой и популярный способ компоновать предметы. Его очень любят фотографы(не зря на фотоаппаратах и телефонах часто есть функция разбивки на девять клеточек, как раз, чтобы искать композиционный центр). По правилу третей идеальное расположение композиционного центра на пересечении этих линий или прямо на них.

    Это, естественно, работает не только в фото, но и в рисунке и в живописи.
    «Купание лошади» Серова.

    Все по клеточкам.

    Композиционный центр – это морда лошади и голова человека, которые выстроились в одну линию. Тело лошади заканчивается в пределах трети, горизонт на линии, уровень ног лошади по линии.
    Или натюрморт.

    Композиционный центр кувшин на пересечении линий, а цветы по линии, открытое окно по линии.

    Центрированная композиция

    В такой композиции композиционный центр обычно совпадает со зрительным центром, то есть, по сути, центр листа.

    И все самое главное находится по центру листа.

    В портретном жанре такой вариант композиции часто используется.

    в натюрмортах, когда Вы рисуете один какой-то предмет или главный предмет в центре, а все остальное равномерно по бокам.

    В центрованной композиции может быть множество фигур, но они располагаются вокруг главного центра и подчинены ему. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

    Все сходится к фигуре Христа, хоть здесь имеется очень много разных фигур, все линии перспективные сходятся к Христу.

    Плюс центральная фигура находится на фоне белого неба в оконном проеме, очень контрастно.
    Здесь стоит еще упомянуть о симметрии. Она тоже связана с зацентрованной композицией. И симметрия обычно ассоциируется с чувством равновесия, статичности. Поэтому подходит для спокойных, уравновешенных сюжетов, где отсутствует напряжение, какая-то динамика.

    Золотое сечение в композиции

    Все наверняка слышали об этой магической штуке, о какой-то там вселенской пропорции, которая является идеалом красоты, гармонии и самой лучшей и удачной пропорцией. Выражена она вот в такой золотой спиральке (другое название спираль Архимеда), смысл которой средним умом не понять.


    «Ага! Я сейчас на свои фотки наложу такую спираль и случайной вероятностью найду там золотое сечение» - скажите Вы! И вполне вероятно! Это же спираль вселенской гармонии, она заложена в человеке на подсознательном уровне. И факт остается фактом: даже стада овец разбегаются по спирали, которая соответствует вот этой спирали Архимеда. Я Вас не буду морочить всеми аспектами этой спирали. Для того, чтобы компоновать предметы, стоит усвоить лишь основной ее смысл, который заложен именно в пропорциональном соотношении.

    Еще раз, если вся длинна 100%, то меньший отрезок 38,2%, а больший 61,8%,

    Как это применить в компоновке предметов.
    Рассмотрим еще раз картину «Утро стрелецкой казни».

    При беглом взгляде можно обнаружить сразу три места, организованных в соответствии с золотым сечением: - голова Петра, относительно вертикали

    - голова Петра относительно стрельца

    - и разделение картины собором

    Золотое сечение, конечно, не очень удобный способ компоновать предметы. Вы ж не будете сидеть над работой с линейкой или вот с этой спиралькой, вырезанной, не знаю, каким образом, и искать – где же мне тут что расположить. Просто нужно усвоить на глаз, запомнить, какое соотношение: один отрезок чуть больше половины, другой – чуть меньше половины.

    Итак: чтобы гармонично расположить композиционный центр в листе, можно использовать такие приемы, как правило третей, золотое сечение или центровать композицию. Или сочетать все эти приемы вместе в одной композиции, если у Вас какая-то сложная, объемная работа.

    Динамика и статика

    Еще один важный аспект композиции – определиться, какую Вы делаете работу, статичную или динамичную. Или сочетаете в ней и то и, то.
    Статичные композиции, то есть без движения, часто симметрично уравновешены, они показывают предмет без какого-то события, вызывают чувство спокойствия, классической завершенности, отсутствием времени характеризуются – ведь в них ничего по сути не происходит. В статичных композициях предметы расположены устойчиво, на горизонтальных линиях, с минимальной перспективой.

    А вот динамичные композиции как раз связаны с движением, с действием. На картине что-то происходит.

    Подчеркивается это наклонными линиями, отсутствием симметрии, ритмом. Сильная перспектива также создает динамику. Например, графика Пиранези.

    На одной картинке архитектура изображена без особой перспективы – все спокойно. На другой есть перспектива, колонны создают ритм – появляется динамика, то есть движение по этой галерее. Вы четко двигаетесь взглядом по диагонали.
    Вот еще пример две картины одного автора, Веласкеса. Сюжеты схожи: всадники на лошади.

    Одна статичная, другая динамичная. Почему? Слева мы видим в основном горизонтали, хоть лошадь как бы и двигается, но движения мы не чувствуем, будто она привстала и застыла, чтобы попозировать. Все наклонные линии очень вялые, не на много отклоняются от горизонтали или вертикали. Справа мы видим как бы пучок диагоналей, расходящихся от угла. Лошадь движется в нашу сторону и по диагонали, вот и ощущение другое, мы чувствуем движение.

    Закон равновесия в композиции

    Наверняка слышали такую фразу – «надо бы уравновесить предметы справа» ну или слева там, например. Смысл равновесия состоит в том, чтобы гармонично расположить количество цветовых пятен, количество предметов на листе. То есть, чтобы у Вас был не хаос, а какой-то порядок, гармония.
    Все тот же натюрморт.

    Светящиеся белизной предметы не просто центры композиции, они друг друга уравновешивают, один более яркий, другой вторит ему приглушенно.
    «Девочка с персиками» В.Серова.

    На переднем плане желто-розовые яркие персики с сухими листьями, а сзади окно с золотистым осенним пейзажем, как они хорошо гармонируют. Они вместе с персиком в руках и розовым лицом составляют единую угловую линию, выведенную цветом.

    Кажется, что это все случайность, но на самом деле это что ни на есть чувство гармонии и баланса, которое развито у художников.
    У Пиранези композиционный центр – кусочек неба, какой он яркий по сравнению со всем остальным! Он бы так и остался неким одиноким пятном, на котором взгляд бы застрял. Но нас манит галерея со светом в конце, этот свет вторит голубому пятну в своде.


    И Шишкин.

    Три группы деревьев, разных по массе. Почему справа самая большая масса, в центре самая маленькая и с краю средняя? Да простит меня Шишкин, опять проведу эксперимент. Может так более гармонично?

    Или так?

    Видимо, три группы сосен, во-первых, очень хорошее число, во-вторых, разнообразие в размерах и именно такое чередование делает композицию более интересной, живой и естественной.

    Итог: равновесие достигается балансом цвета, балансом форм, количеством предметов и симметрией.

    Восприятие зрителем

    Есть некоторые факторы, которые усиливают психологическое воздействие работы на зрителя. Они могут появиться в вашей работе случайно, совершенно на подсознательном уровне. А можно их добавлять намеренно, чтобы усилить воздействие от своей работы.
    Человеческий взгляд двигается слева на право, это связано с доминированием левого полушария мозга над правым. Исключение, конечно, левши. То есть человек больше задержит свой взгляд на работе, где композиционный центр находится слева и есть движение вправо от этого центра.


    Если он видит слева что-то невнятное, то мозгу уже не хочется двигаться взглядом вправо, его внимание уже рассеивается, оно не такое сконцентрированное. И, возможно, работа произведет меньшее впечатление. С превьюшками это очень хорошо работает. По статистике превью, где вся смысловая нагрузка приходится на левую сторону, работают лучше, чем превью, где все справа.
    Наглядный пример рекламы кока-колы. У них практически всегда бутылка слева находится (то есть там, где мы ее сразу видим)

    Или все действо слева находится. А в отделе рекламы у них наверняка лучшие умы работаю.

    Динамика в работе больше приковывает взгляд, чем статика. Если один и тот же предмет рисовать в статичном и динамичном положении, то большее внимание зрителей будет приковано к динамичному расположению объекта.


    Эмоции. Всегда думайте над тем, какие чувства Вы хотите вложить в свою работу – печаль, грусть, радость, страсть, агрессия, умиротворение. Я, конечно, не говорю о той ситуации, когда Вы рисуете, например, натюрморт с утюгом в главной роли. И думаете такие: «Ага! Дайка я сделаю страстный утюг!». Нет, конечно, не та ситуация. Но усилить эмоциональное воздействие от работы на зрителя можно даже в натюрморте с утюгом.
    В первую очередь я говорю о линиях, которые воспринимаются человеком на подсознательном уровне.
    - Прямая горизонтальная линия

    Ассоциируется с горизонтом. Чувство покоя, спокойствия.

    «Московский дворик» - нет никакого напряжение, чистое умиротворение.

    В этой картине очень много горизонтальных линий, которые ничем не разрываются.

    - Прямая вертикальная – устремление вверх.

    Волнующее чувство устремления к чему-то важному.

    Очень много вертикальных линий, ведущих нас к кусочку неба в своде у Пиранези. Неимоверное ощущение!

    - наклонная линия обычно ассоциируется с движением, с дорогой, уходящей в горизонт.


    Поэтому вызывает волнующие чувства. Чем сильнее наклонены линии относительно горизонта, тем больше эмоций они вызывают. Я уже показывала пример с движением лошадей, когда движение подчеркнуто диагональю (наклонной линией), то это движение мы ощущаем лучше.
    - ломаные, обрывающиеся и пересекающиеся линии – неуравновешенность, даже агрессия, вызывает бурные, но неприятные чувства.



    Ломаные линии в батальном жанре очень хорошо работают.


    Природные линии не имеют резких углов, каких-то ломанных переходов, поэтому мягкие, скругляющиеся, волнообразные линии всегда оказывают умиротворяющее воздействие.

    И, конечно же, на восприятие влияет Ваши труды, Ваши старания, вложенные в работу. Если Вы творили с душой, с вдохновением, с каким-то творческим запалом, то Ваш зритель по любому это увидит, оценит, почувствует.

    Итак: чтобы с композицией у Вас все было нормально, определяйтесь с композиционным центром, выделяйте его формой, размерами, цветом или контрастом. Располагайте его гармонично относительно листа, если не можете найти эту гармонию, воспользуйтесь правилом третей, золотым сечением или зацентровывайте композицию. Все остальные предметы должны быть сбалансированы относительно композиционного центра и подчинены ему.

    Подробнее
  • Акварель VS гуашь, кто лучше?

    Сегодняшняя статья посвящена гуаши и акварели. Меня много спрашивают об этих двух красках и техниках рисования, связанных с ними. Мое сегодняшнее сравнение скорее похоже на эксперимент. Мне очень давно хотелось сделать все наоборот — порисовать акварелью как гуашью, а гуашью как акварелью. Для наглядности я сделаю каждый вид зарисовок в родной технике и не родной. Итогом станут четыре работы. Каждую я по традиции подпишу и подробнее покажу в конце работы. И вы сами сможете сделать вывод о том, какая техника вам возможно ближе. Забегая вперед, рекомендую провести этот вдохновляющих опыт самостоятельно. Поверьте, это будет полезно. А пока я кое-что расскажу интересного а самих красках.


    Я заметила, что все очень любят интересные факты о предметах.
    Гуашь — водная краска, вид клеевых водорастворимых красок. Более плотная и матовая, чем акварель. Термин первоначально возник в 18 веке во Франции, хотя техника создании этой краски значительно старше. Она использовались в Европе еще в средние века. Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость и кроющую способность. Но при высыхании цвета несколько выбеливаются, то есть высветляются, что делает сложным подбор цвета. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Гуашь, положенная толстым слоем, склонна к образованию трещин при высыхании, поэтому с работами, написанными в гуаши, нужно обращаться особенно внимательно. Эта проблема может быть в определенной степени ослаблена использованием специальной утолщающей основы или добавлением небольшого количества столярного клея и клея ПВА к краскам.
    Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на различных поверхностях, будь то грунтовыми холст, ткань, даже шелк, пропитанный раствором бычьей желчи или крахмальным клейстером, картон, фанера.

    Работы, выполненные гуашью, традиционно относятся к графике, но, что интересно, в последние годы появилась тенденция делить работы выполненные акварелью и гуаши на графические и живописные. И гуашь также не имеет срока годности. По сути это очень долговечная краска при правильном хранении. Но хочу обратить ваше внимание, что если вы покупаете в магазине очень свежую еще жидковатую гуашь, то ее ни в коем случае нельзя перемораживать. Если покупка происходит зимой, а на улице мороз хотя бы -10 градусов, то побывав при этой температуре хотя бы полчаса, гуашь в дальнейшем приобретает мылкость она расслаивается и полностью теряет свои свойства. Так что всем художникам советую завернуть ее под куртку для транспортировки до дома. Морозы у нас бывают гораздо ниже десяти градусов. Тоже самое касается и жидкой акварели в тубах и баночках. Ее вообще нельзя морозить на улице. Уже при -5 градусах вы рискуете своей драгоценной краской и просто, возможно, не донесете ее до дома.


    Акварель тоже краска на водной основе, но техника акварели отличается легкостью, тонкостью цветовых переходов. Созданию акварели мы обязаны Китаю. Она появилась в этой стране вслед за изобретением бумаги. Вскоре акварель стала популярной и в Японии. Она никогда не теряла своей популярности в этих странах. Акварелью рисовали на шелке, дереве и других материалах. В европе акварель появилась гораздо позже других видов живописи - только в тринадцатом веке. Однако она чрезвычайно быстро развивалась и в конце шестнадцатого века стала такой же популярной, как живопись маслом. Считается, что предвестниками акварельной живописи в европе является фрески, расписанные по сырой штукатурке. Однако не всегда мастера акварели стремились к легкости, некоторой размытости при работе с акварелью. Вплоть до 18 века прорисовка деталей, в особенности переднего плана, была строжайшим каноном, от которого не принято было отходить. И только в конце девятнадцатого века два замечательных английских художника Томас Герти и Джозеф Тернер решили нарушить это представление о живописи. Они отошли от активной прорисовки акварельных рисунков и плотности положения акварельных красок. В их картинах уже присутствует та акварельная легкость и прозрачность, к которой мы стремимся сейчас. В отличие от гуаши, акварельная техника капризна. Исправить работу случае неверного мазка будет крайне сложно не оставив грязи, а при смешении цветов более двух-трех краска теряет яркости и чистоту. При смывании красочного слоя нарушается поверхность бумаги, таким образом это часто приводит к неопрятности. Кстати, только Врубель умел работать акварелью долго, по многу раз переделывая отдельные куски. А такая работа требует огромного опыта и мастерства.

    Я завершила свои зарисовки. Вы можете увидеть рисунки яблок, написанных в несколько слоев акварелью и гуаши. Для гуаши такой стиль является родным, поэтому краска смотрится гармонично и, на мой взгляд, более аккуратно. Для акварели же это не свойственный стиль. Краску вторым слоем положить довольно затруднительно, не размыв нижний. И хоть обе работы смотрятся хорошо, в жизни гуашь выигрывает у акварели. На мой взгляд, акварель смотрится тусклее, чем гуашь.



    А вот прозрачно написанный попугай отличается существенно. Акварель дает характерные красивые затеки, которые я обыграла в иллюстрации, а вот с гуашью сложно такое повторить в виду присутствия в ее составе белил, утяжеляющих краску. По высыхании гуашевый попугай утратил цвет и стал более тусклым.

    Повторюсь, что это сугубо мое мнение. Вы можете сделать подобный эксперимент самостоятельно.
    Автор: ART Lover

    Подробнее
  • Чем отличается гуашь от акварели?

    Родители школьников часто задают вопрос учителю рисования: «Что принести завтра на урок? Краски или акварель?». Конечно же, акварель тоже является краской, но каждый школьник по личному опыту знает: ярче и сочнее красит гуашь. Акварель требует к себе более деликатного подхода. Есть любители, которые предпочитают рисовать в плакатном, ярком стиле гуашью. Поклонники акварели полностью за мягкие цветовые переходы.

    В чем же разница этих красок, которые сопровождают нас с детства в школьном рюкзаке?

    Цвет рисунка гуашью и акварелью

    Краска акварельНачинающие художники, которые хотят получить более яркий рисунок, часто предпочитают гуашь. Не жалея красок, экспериментируют с цветами, смешивая их на палитре с белилами. Вот тут-то и проявляется коварство гуаши. Рисунок со временем…бледнеет. На ум приходит слоган: ОБЕЩАНИЕ – РЕАЛЬНОСТЬ. Гуашь заранее разбавлена белилами, этим она и отличается от акварели. Каждый художник должен знать: рисунок со временем приобретет пастельные тона. Тем более, если во время работы были использованы белила на палитре. Кстати, баночки с белилами - самый ходовой товар при покупке гуаши. Художники охотно подмешивают в основные колера белила, и рисунок, понятное дело, бледнеет еще больше.

    Акварель имеет прозрачные и светопроницаемые цвета. При правильном хранении рисунок может сохраняться годами, особенно если убрать работу под стекло и не выставлять на открытый солнечный свет.

    Акварельные краски обильно смешиваются с водой, и для достижения яркого цвета надо уметь рисовать слоями. Поэтому достичь желаемой гаммы цветов акварельными красками более трудно, чем гуашью.

    Белила в акварели используются не так часто, как в гуаши, в основном для прорисовки деталей, бликов света.

    В чем же еще разница в составах двух красок?

    Состав гуаши и акварели

    Пигмент для художественных красокОказывается, пигмент у гуаши и акварели один. Эти краски родственны по составу, и даже используются совместно некоторыми художниками. Например, в Средние века делали книжные миниатюры и гуашью, и акварелью. Однако способ обработки пигмента в красках разный.

    Особенности состава акварели:

    - тончайший помол красящих пигментов;
    Для чего? - обеспечивает прозрачность;

    - полихромность, в наборе от 16 цветов;
    Для чего? - для прорисовки слоев;

    - связующее вещество: мед (для оформительских и школьных красок), гуммиарабик, декстрин, камедь (вишневая или терновая), для художественных красок.
    Для чего? Для разнесения красок по листу, без скатывания в капли;

    - контейнеры акварели небольшие по размеру;
    Для чего? - для обильного разбавления водой.

    Особенности состава гуаши:

    - в состав входят белила;
    Для чего? – для фирменной матовой бархатистости гуаши;

    - клей (вишневый, гуммиарабик), при использовании художник может добавить дополнительно столярный клей или наполнитель Aquapasto;
    Для чего? – для техники Импасто, наложения краски толстыми слоями;

    - в наборе для профессионалов имеются оригинальные и флуоресцирующие цвета;
    Для чего? – для плакатной живописи, создания рекламных баннеров. Например, используются цвета «газовая сажа», «краплак».

    Наложение мазков и слоев, различие акварели и гуаши

    Гуашь обычно считают плакатной краской, более легкой в применении. Действительно, даже в фильме «12 стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов рисовали плакаты в качестве горе-художников. Гуашью можно рисовать крупными кистями из щетины, тогда как в акварели применяют деликатные беличьи и колонковые кисти.

    Гуашью можно наносить пастозные, непрозрачные, массивные мазки. На бумаге виден рельеф мазков. При наложении цветов один слой перекрывает другой и не смешивается. Художник может изменить цвет белилами поверх темных слоев. Ошибиться при работе с гуашью не страшно, всегда можно исправить, закрасить неудачный элемент.

    С акварелью такие фокусы не пройдут. Мастер акварели работает почти всегда с палитрой, тогда как в гуаши можно наносить краски на бумагу прямо из банки. Мазки надо стараться делать легкими, летящими, отточенными. Рельеф мазков не виден, краску впитывает в себя и размывает вода. Слои смешиваются друг с другом, создавая оттенки, часто непредсказуемые для художника.

    Различия в жанрах

    Самое основное различие акварели и гуаши в жанрах. Акварель, требующая большего мастерства, особенно в многослойной технике (лессировке), относится к живописи, рисование гуашью к графическим работам.

    Разные рецепты сохранения акварельного и гуашевого рисунка, секреты мастеров

    Итак, рисунок гуашью или акварелью готов, и выполнен на славу (в отличие от халтуры горе-художников Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова). Какие различия в сохранении рисунка, выполненного этими красками?

    Чего боится акварель: солнечного света. Рисунок лучше убрать под стекло. Старайтесь, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на вашу работу.

    Чего боится гуашь: выцветания. Рисунок лучше оформить в паспарту. Перед этим неплохо распылить на работу сахарный раствор. Это придаст некоторую стойкость цветам гуаши.

    Всем творческих удач!

    Автор: Екатерина Сорокина

    Подробнее

Последние статьи

Популярные